Сервис временно недоступен: цифровые услуги в Петербурге вышли из чата

Автор фото: Тихонов Михаил
Конец прошлой недели ознаменовался масштабным сбоем в работе городских цифровых сервисов. Точнее, проблемы начались ещё в среду, когда автомобилисты, желающие оплатить парковку, столкнулись с массовыми отказами в работе техники. В Городском центре управления парковками их поспешили успокоить, пообещав, что до устранения проблем фиксировать нарушения и выписывать штрафы не будут. К вечеру паркоматы действительно заработали, но, как выяснилось, ненадолго: с утра в четверг перебои продолжились.
К пятнице проблемы добрались и до петербуржцев, не имеющих личных автомобилей. Из–за отказа системы отслеживания общественного транспорта Петербурга они лишились возможности посмотреть, как скоро на остановку прибудет нужный автобус или трамвай. Геолокационные сервисы дипломатично сообщали, что "транспорта не видно, но это уже чинят", а ГКУ "Организатор перевозок" ссылалось на "общегородские неполадки". Параллельно с этим в мерцающем режиме работал сайт городской администрации. Одни страницы открывались без проблем, а другие при попытке входа выдавали лишь суровое Bad Gateway.
Подробных объяснений по состоянию на вечер воскресения так и не последовало. Так что остаётся лишь гадать, что это было — атака коварных хакеров, обычная профилактика, которая пошла не по плану, или не вовремя перегревшийся сервер. Благо коллапса в городской жизни не произошло. Да, кто–то, вероятно, потратил нервы, ожидая автобус, и, может быть, даже опоздал по делам, неправильно рассчитав время. Но кто–то другой сэкономил немного денег на оплате парковки. В конечном счёте это мелочи.
Однако если представить, что такой вот внезапный, массовый и никак не объясняемый сбой накрыл бы более важные сервисы, то становится страшновато. Уж очень многое в повседневной жизни уже прочно завязано на "цифру". Что будет, скажем, если люди на день–другой лишатся возможности оплачивать проезд в том же общественном транспорте? В какие потери это выльется для бюджета? А если вдруг перестанут выдаваться электронные талончики на запись к врачу, к которым только–только успели привыкнуть? Станут ли очереди в поликлиниках снова источником бесконечной ругани и конфликтов между людьми? Так что не стоит забывать, что в случае с электронными сервисами не работает логика "сдали проект — и забыли". Сохранять их постоянную работоспособность — задача едва ли не более важная, чем успешные разработка и внедрение.