Общий объём факторингового финансирования на замену лифтов вырос за год в 3 раза

Автор фото: Валентин Беликов

После февраля 2025 года в России все лифты старше 25 лет должны остановиться. В Петербурге свой эксплуатационный срок выработали около 7 тыс. лифтов. В бюджете города на 2023 год на обновление заложены 6 млрд рублей, что поможет заменить 2 тыс. единиц. На фоне роста стоимости оборудования возникла острая потребность во внешнем финансировании.

Об особенностях факторинга в сфере замены лифтов рассказала Ксения Качкина, управляющий директор по региональным продажам ООО ВТБ Факторинг:
— Вопрос не в отсутствии средств у фондов капремонта (ФКР), а в невозможности провести оплату единовременно. Остаётся либо искать подрядчика, готового предоставить отсрочку платежа до 3-5 лет, либо привлекать внешнее финансирование.
Готовы ли поставщики предоставлять отсрочку платежа?
— Число игроков на рынке лифтового оборудования сократилось. Сейчас всё чаще ФКР заключают контракты напрямую с производителями: "Щербинским лифтостроительным заводом", "Могилевлифтмашем", "Евролифтмашем", "Метеор Лифт". Оборудование поставляется без наценок посредников. Но игрокам всё сложнее предоставлять запрашиваемую отсрочку платежа. И факторинг решает не только финансовые, но и операционные задачи.
Ксения Качкина, управляющий директор по региональным продажам ООО ВТБ Факторинг
Почему факторинг, а не привычное кредитование?
— Практика кредитования на финансирование замены лифтов не распространилась. Причина в росте кредитной нагрузки на подрядчика и его зависимости на несколько лет от платёжной дисциплины ФКР. Если увеличить сумму контракта, чтобы возместить проценты по кредиту, то можно проиграть тендер.
В факторинге схема финансирования другая. Расскажу на конкретном примере. В 2021 году ВТБ Факторинг выдал клиенту по контракту на замену лифтов более 300 млн рублей с отсрочкой на 36 месяцев. Поставщик исполнил контракт и продал нам дебиторскую задолженность. На этом его участие в сделке закончилось: оплата получена, дебиторская задолженность с баланса списана, долговые обязательства не возникли. У ФКР кредиторская задолженность не увеличилась. Сейчас он вносит платежи по графику, а ВТБ Факторинг продолжает финансирование в других регионах. Нами реализованы сделки в Петербурге, ХМАО, Владимирской и Свердловской областях, на этапе согласования и подписания ещё ряд договоров.
Финансирование, которое вы выдаёте на замену лифтов, имеет какие-то особенности?
— Они проистекают из потребностей ФКР и поставщика лифтового оборудования. Факторинг на замену лифтов — долгосрочное финансирование, здесь отсрочка достигает трёх лет. И мы выдаём его без регресса. То есть подрядчик, выполнивший работу, получает деньги сразу, а ответственность за возврат финансирования ВТБ Факторинг лежит полностью на ФКР.
Каким вы видите будущее факторинга в сфере замены лифтов?
— По оценке наших аналитиков, в 2022 году в России произошёл трёхкратный рост объёмов факторингового финансирования на замену лифтов по отношению к предыдущему периоду. Чтобы завершить запланированную реновацию к 2025 году, процесс будет набирать обороты. Сейчас мы работаем над внедрением практики субсидирования факторинговых комиссий, чтобы снять процентную нагрузку с участников сделки. Отдельно отмечу, что существующая схема субсидирования включает только факторинг, на кредитование она не распространяется. Перспективным направлением также является финансирование замены лифтов, находящихся на балансе спецсчетов. Это каждый четвёртый лифт в стране.