Разнообразие сортов мороженого на полках петербургских магазинов растёт. А вот своего фирменного вкуса или бренда традиционного летнего лакомства у города до сих пор нет. И он вряд ли появится.
В начале лета ретейлеры готовятся к росту продаж мороженого. По данным рейтинга Milknews, Streda Consulting, "Союзмолока" и Союза мороженщиков, в 2022 году снижение объёмов производства составило 11% относительно рекордного 2021–го и составило 468 тыс. тонн. Тем не менее в сравнении с 2020 годом показатель вырос на 4%.
Сезонный фактор
Заместитель председателя комитета Московской ТПП по развитию предпринимательства в АПК и генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова прогнозирует, что в 2023 году объём отечественного производства мороженого вырастет на 4–6%. Показатели будут зависеть от средних летних температур. Ряд синоптиков прогнозируют достаточно жаркое лето, что для производителей мороженого означает рост продаж.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин отмечает, что, судя по заказам крупных сетей по категории "Мороженое", сейчас спрос остаётся примерно на прошлогоднем уровне, но летом, разумеется, возможен рост.
По данным исследовательской компании NTech, в общей структуре продаж мороженого в целом по России в денежном выражении 20% приходится на бренд "Коровка из Кореновки" ГК "Ренна", 11% — на ГК "Чистая линия", 10% — на "Айсберри". По 8% в структуре продаж занимают Unilever и Nestlé, столько же приходится на собственные торговые марки (СТМ) ретейлеров. При этом 31,7% продаж мороженого приходилось на стаканчики, 6,6% — на трубочки и 5,4% — на брикеты. Средняя закупочная цена за килограмм стаканчиков в марте 2023 года составила 614,87 рубля, трубочек — 731,22 рубля, брикетов — 598,26 рубля.
Сладость без прописки
Международные санкции коснулись и производителей мороженого. "Остаётся актуальным вопрос с зарубежным оборудованием, запчастями и расходными материалами: компаниям необходимо искать новых поставщиков. Безусловно, сохраняется импортозависимость по отдельным ингредиентам, таким как какао–порошок, стабилизационные системы", — поделилась Марина Петрова.
Сказываются на бизнесе и проблемы с дефицитом упаковки. Кроме того, на рынок влияет снижение реальных доходов населения и желание экономить.
Как уже писал "ДП", в Петербурге по сути не осталось ни одного производителя мороженого. Такие крупные предприятия, как "Петрохолод" и Ленинградский хладокомбинат № 1, перевели свои производственные площадки в другие регионы, например в Вологодскую область. Компания Valio (теперь Viola), которая ранее выпускала мороженое в России, пока сосредоточилась на производстве молочной продукции.
В Ленинградской области при этом сохраняется производственная площадка компании "Талосто".
По большей части компаниям невыгодно сохранять производство в Северной столице. Хотя мороженое потенциально могло бы стать одним из гастрономических символов города. Ведь ежегодные фестивали на площади Островского собирают огромную аудиторию.
Михаил Лачугин обращает внимание на ещё одну проблему петербургского рынка — высокую конкуренцию в категории. Крупные игроки выживают небольших производителей, перебивая их по ценам и сотрудничая с сетями под СТМ. "Думаю, если говорить о массовом ретейле, там доля крупных игроков продолжит расти, они будут создавать визуальную иллюзию широкого ассортимента за счёт новых марок и расширения линеек СТМ", — говорит он.
Более 80% рынка продуктового ретейла приходится на федеральных игроков, которые заключают контракты с крупными производителями. Ранее некоторые эксперты выражали мнение о высоком потенциале Петербурга в части развития небольших, крафтовых брендов мороженого. Такой позиции придерживались, например, представители Союза мороженщиков России. Однако другие эксперты считают, что в сложившейся политико–экономической ситуации рост прогнозировать не приходится, хотя единичные проекты будут запускаться. Сложность заключается в том, насколько они будут прибыльными и смогут ли развиваться. Каналов сбыта для крафтовой продукции не так много.
Спорят о вкусах
По данным аналитиков INFOLine, в 2022 году на российском рынке мороженого появилось 207 новинок. За январь–апрель 2023 года количество "премьер" по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не изменилось. Лидерами среди производителей новинок стали ГК "Белая Долина", "Фабрика ФРОСТ", "Айсберри", "Сибхолод". Среди вкусов в новинках, по данным INFOLine, доминирует классика — ваниль. При этом заметно стремление к разнообразию — многие пробуют усовершенствовать продукт, добавив второй вкус или топпинг. Так, за 4 месяца 2023 года 48,6% вкусов на рынке мороженого вышло с добавлением фруктово–ягодного (+6% год к году). В линейке Maxiduo (ex Maxibon) появилась новинка в виде эскимо, сочетающего в себе шоколадный и вафельный вкусы, включения вафельной крошки и шоколадную глазурь.
В качестве отдельного тренда специалисты INFOLine отмечают "брендозамещение", когда продукт по визуальным и вкусовым характеристикам напоминает западные образцы. Наглядным примером может служить новый пломбир мини–сэндвич с шоколадной крошкой от Йошкар–Олинского хладокомбината, похожий на аналогичную позицию бренда Oreo.
"Ежегодно на рынке мороженого компании активно выводят целый спектр новинок, экспериментируют со вкусами, добавками, текстурами. Например, “Чистая линия” выпустила линейку ЗОЖ–ассортимента (смузи, чай), пломбир “Гранат–малина”, пломбир с кусочками ананаса", — обращает внимание Марина Петрова. Рост числа марок и вкусов опять же обеспечивается в значительной степени крупными игроками.
Как рассказали в пресс–службе "ВкусВилла", в топе продаж всегда остаются классический пломбир, эскимо, стаканчики.
"Мы расширяем гурманский ассортимент. Популярны такие хиты, как солёная карамель, бельгийский шоколад, гранулированное мороженое “Бабл–Гам”. Также появляются новинки, например “Джелато с брауни и грецким орехом”, мороженое “Мусковадо–лимон с пеканом”, мороженое “Розмарин с клюквенным соусом”", — говорят в сети.
Менеджер по инновациям категории "Мороженое" компании Unilever в России и Белоруссии Екатерина Спатари также отмечает, что, согласно исследованиям, россияне большие любители классического пломбира: 64% рынка занимает этот вид мороженого. Но покупатели иногда готовы экспериментировать с разными вкусами и форматами. Также большую популярность приобретают веганское мороженое, эскимо с двумя видами шоколада. Несмотря на популярность отказа от сладкого, потребители готовы баловать себя мороженым, потому что пломбира с 0% сахара в составе просто не бывает.