Глава "Сбера" Герман Греф назвал стыдной ситуацию, при которой доля малых и средних предприятий в общем объёме ВВП России не превышает 20%. "Какими бы ни были сложными времена, мы видим, что количество малых и средних предприятий как минимум сохраняется, как максимум подрастает. Но, к сожалению, остаётся заколдованной цифра доли малого бизнеса в нашем ВВП", — отметил бывший глава Минэкономразвития.
Как пример для подражания при этом был приведён опыт других стран. Одной дружественной (Китай, где МСП формируют от 60 до 70% ВВП) и трёх недружественных (США — около 60%, Финляндия — более 60%, Италия — более 70%). Развитие российского малого бизнеса, по мнению Грефа, ограничивается недостаточной доступностью кредитов. Программы господдержки довольно разнообразны, но при этом чрезвычайно запутанны и противоречивы, из–за чего с трудом поддаются автоматизации. Каждое ведомство, распределяющее деньги, изобретает собственный набор требований и стандартов, так что банкам приходится анализировать заявки в ручном режиме.
У предпринимателей и правда давно уже рябит в глазах от словосочетания "меры господдержки". При этом, чтобы ими воспользоваться, бывает нужно пройти столько кругов бюрократического ада, что многие бросают затею на полпути. Но денежными вопросами проблемы тут вовсе не ограничиваются. Вот, к примеру, на прошлой неделе правительственная комиссия по законопроектной деятельности отказалась поддержать законопроект, предлагающий дать отсрочку от мобилизации всем без исключения индивидуальным предпринимателям, единственным участникам ООО и главам крестьянско–фермерских хозяйств. Было решено, что поправки носят "избыточный характер". Хотя то, что внезапная мобилизация собственника может одномоментно поставить под угрозу существование всего предприятия, мы с сентября прошлого года знаем отнюдь не в теории.
О том, что доля малого бизнеса в экономике страны к 2025 году должна составить 40%, в 2018 году говорил президент Владимир Путин. Причём не где–нибудь, а в послании Федеральному собранию. Впрочем, тогда этот призыв мог оказаться не очень замеченным, так как основная часть речи была посвящена гиперзвуковым ракетам. Но ничего страшного. У ответственных лиц есть ещё целых полтора года на то, чтобы достичь плановых показателей. Или написать убедительный отчёт о том, почему это снова не удалось и нужно подождать ещё пятилетку–другую.