Донаты за эксклюзив: российские соцсети начали активно тестировать монетизацию контента

Автор фото: freepik.com
Запись контента для видеохостинга
В начале мая сервис ЯRUS запустил обновлённую версию приложения на Android. Теперь авторы могут создавать коллекции фотографий и видеороликов, а также устанавливать за них цену. Другие российские платформы тоже бурно развивают системы платных подписок на контент.
"ДП" узнал, какие инструменты для монетизации есть у российских соцсетей и удобны ли они для блогеров и маркетологов.

Счёт пошёл на миллиарды

На платформе ЯRUS креаторы могут получать вознаграждение за просмотры видео. Для популярных авторов есть дополнительная система поощрения: за 100 тыс. просмотров можно получить 500 тыс. рублей, а за 1 млн просмотров премия составит 5 млн рублей. Есть и дополнительный способ заработка — донаты от пользователей, подчёркивает Сабина Исаева, директор по развитию бизнеса Коkос Like.
Эксперт говорит, что Rutube позволяет создателям контента зарабатывать на монетизации видео, донатах и партнёрских программах. Для выхода на монетизацию нужно набрать более 5 тыс. результативных просмотров на канале и получить статус партнёра.
Соцcеть Yappy недавно запустила проект "Марафон", в рамках которого пользователи могут получить вознаграждение за свой контент, если они попадают в топ–100 по просмотрам и взаимодействиям по итогам 2 недель. Для получения выплат пользователю нужно иметь от 300 подписчиков и 5 тыс. просмотров всех опубликованных коротких видео за последний месяц, а также ежедневно публиковать по одному уникальному нерекламному ролику.
Игроки рекламного рынка отмечают, что пока лидером по монетизации контента в России остаётся "ВКонтакте".
Как рассказали "ДП" в пресс–службе соцсети, у неё широкий набор инструментов, которые могут применять авторы контента. Среди них — монетизация видео, аудио– и мини–приложений, партнёрская программа, VK Donut, нативная реклама, а также продажа товаров и услуг.
"Благодаря инструментам монетизации в 2022 году общий доход сообществ “ВКонтакте” составил 4 млрд рублей. Паблики, использующие официальные инструменты монетизации — партнёрскую программу, VK Donut, монетизацию видео и другие, — увеличили выручку на 87% по сравнению с 2021 годом. Основным источником заработка в соцсети остаётся партнёрская программа для авторов: её участники получают отчисления с пользовательских просмотров рекламных записей в ленте новостей, историях и клипах. Если паблик подходит под условия партнёрской программы, его владелец или администраторы могут подать заявку на участие в ней бесплатно в разделе “монетизация” сообщества", — рассказывают в пресс–службе "ВКонтакте".
Один из самых популярных инструментов монетизации — VK Donut. Стоимость платной подписки на автора может составлять от 50 до 2 тыс. рублей в месяц, но при желании автор может увеличить её. В IV квартале 2022 года общий заработок авторов, использующих VK Donut, вырос на 268% год к году. Количество сообществ, которые применяют этот инструмент, увеличилось на 60% год к году, а число подписчиков, перечисляющих деньги через VK Donut, — на 118%, подчеркнули представители соцсети.
Сервис Sponsr.ru помимо единоразовых безвозмездных донатов предлагает пользователям продажу контента по подписке.
Антон Григорьев, директор по маркетингу платформы Sponsr.ru, отмечает, что средний чек для пользователя с регулярной системой подписок — 700 рублей. "Авторам с уникальным контентом мы рекомендуем ставить стоимость не меньше 500 рублей. Тесты показали, что высокий средний чек даёт более высокий среднемесячный доход, чем большое количество недорогих подписчиков. Главным фактором является не цена, а именно качество контента и умение автора заинтересовать аудиторию", — говорит он.
По словам маркетолога, самые востребованные среди аудитории темы — эксклюзивные. В Sponsr.ru к ним относят научно–популярные направления и финансы.

Ожидание контента

По данным Mediascope, количество россиян, готовых платить за контент, увеличилось в 1,5 раза за последние 2 года. Аналитики выяснили, что 20% опрошенных купили фильмы или сериалы в интернете, а 17% готовы платить за подписку, чтобы смотреть видео без рекламы.
"Если контент легко можно найти в Сети и он не уникальный, никто платить за него не будет. Путь к сердцу аудитории и её желанию поощрять лежит через эксклюзивный контент, уникальный сторителлинг автора", — говорит эксперт по стратегическому развитию бизнеса консалтинговой группы "Гебель и партнёры" Елена Корниенко.
Она объясняет: отечественные аналоги контент–сервисов часто создавались в условиях дедлайна. На обновление у создателей оставалось мало времени, и разработка способов монетизации проходила параллельно. Процесс перехода из заблокированных соцсетей на российские идёт до сих пор, поэтому важно усовершенствовать отечественные площадки, чтобы привлечь авторов и аудиторию.
В коммуникационных агентствах также считают, что сейчас главный инструмент монетизации для блогера — умение подсадить аудиторию на ожидание контента. Генеральный директор коммуникационного агентства "БЛЭК." Евгений Журавлёв подчёркивает, что сервис Boosty позволяет блогеру получать средства от заинтересованной аудитории в обмен на эксклюзивный и приватный контент, которого нет на основной страничке, открытой для всех желающих.
"Для наиболее эффективной работы авторы оставляют в основном (бесплатном) контенте элемент недосказанности, позволяя за дополнительную плату получить желаемое целиком. Рынок показывает, что аудитория действительно готова платить за это: например, 3 тыс. рублей за полную подписку или 300–500 рублей за один ролик. Конечно, ценник сильно зависит от аппетитов блогера и может быть очень разным", — резюмирует Евгений Журавлёв.
По его словам, при таком подходе важно выдерживать стратегию ведения аккаунта: правильно расставлять акценты, давать подписчикам ощущение приватности платной части контента и возможность быть среди исключительной аудитории.

Есть куда стремиться

"Кто–то сам определяет сумму за доступ к дополнительному контенту, кто–то даёт возможность подписчикам выбирать размер вознаграждения. Готовность аудитории платить зависит от уровня лояльности к инфлюенсеру и ценности материала. Суммы варьируются от 50–100 рублей до нескольких тысяч", — замечает директор по digital&social media агентства PR Partner Дамира Фейзуллова.
Однако не все блогеры и маркетологи нашли удобными инструменты монетизации контента, говорит Эмиль Ахундов, руководитель проекта "Фабрика лидеров мнений" в рамках НИИ развития народного образования.
"Некоторые жалуются на высокую комиссию, которую удерживают социальные сети при продаже товаров и услуг. Другие считают, что ограниченность инструментов монетизации не позволяет максимально заработать на контенте. Аудитория российских социальных сетей не всегда готова приобретать платный контент. Хотя наблюдается определённый рост востребованности эксклюзива за деньги, однако этот рынок пока не настолько развит, как в западных странах", — рассуждает эксперт.