Расширяя горизонты: туристический бизнес ищет новые каналы продвижения

Автор фото: Freepik

Восстановление спроса на турпродукт после пандемии произошло достаточно быстро: потребность в путешествиях у людей не пропала. Но с учётом закрытия ряда направлений, которые ранее были популярны для отдыха, спрос сместился в сторону поездок внутри страны. Это побудило бизнес, занятый в туристической индустрии, расширять своё присутствие на внутреннем рынке.

Недооценённое разнообразие

Компании столкнулись с проблемой популяризации: как оказалось, клиенты, которые ранее предпочитали покупать путёвки на зарубежные направления, мало знакомы с предложением локальных туроператоров, особенно небольших региональных игроков. До недавнего времени отдых в России ассоциировался у массового покупателя лишь с курортами Краснодарского края или путешествиями по Золотому кольцу.
В целом, причина того, что другие варианты путешествий оказались не на слуху, понятна. Небольшие компании зачастую не имеют достаточного количества ресурсов, в первую очередь финансовых, чтобы рекламировать свои авторские путешествия по интересным местам страны и ближнего зарубежья. Такая опция доступна более крупным игрокам, но их предложения на внутреннем рынке не столь разнообразны. Туры в Дагестан или Петербург традиционно предлагают многие, но, например, по Калининграду число предложений значительно меньше, несмотря на популярность направления. Это же можно сказать, например, и про Мурманск.
Год назад нынешний руководитель проекта "Маркетплейс экскурсионных и авторских туров" группы компаний "Слетать.ру" Ксения Андрианкова отметила для себя, что у туриста нет понимания, насколько велико разнообразие экскурсионных программ, которые предлагает бизнес в регионах, а ведь среди них есть варианты на любой вкус — от классических трёхдневных city-туров до конных прогулок и сплавов на байдарках. Тогда эксперты компании запустили проект — площадку, на которой поставщики туристических услуг могут размещать свои предложения. По сути, это маркетплейс туров, где путешественники выбирают наиболее интересные из множества представленных вариантов путешествий. Турагентам же для начала продаж не нужно заключать соглашения с множеством туроператоров — достаточно подписать договор с проектом в режиме "одного окна" и работать по привычной схеме.
"Основная идея — объединить на одной платформе предложения по отдыху различного типа. На данный момент у нас собрано более 40 видов продуктов, среди которых не только классические многодневные автобусные туры и однодневные экскурсии, но и различные походы и трекинги, отдых в кемпингах и глэмпингах, сплавы, круизы, речные прогулки и многое другое. Делаем ставку именно на разнообразие. Маркетплейс в пилотном режиме был запущен 1 июня прошлого года, сейчас к нему подключено уже более 150 организаторов путешествий, при этом география проекта охватывает свыше 350 городов, а 99% представленных на площадке туров — по России. Всего у нас собрано 1100+ уникальных маршрутов", — рассказала Андрианкова. За разработку IT-решений, способствующих развитию локального туризма в РФ, группа компаний "Слетать.ру" получила премию "Проект года" по версии "ДП".

Бизнес впечатлений

Санкт-Петербург — одна из топовых туристических дестинаций. В прошлом году город, по данным комитета по развитию туризма, посетили свыше 8 млн туристов, основной поток был из российских регионов. Для сравнения, в допандемийном 2019 году их было 10,4 млн, причём 4,9 млн — иностранцы. Эта тенденция говорит об активности россиян и высоком спросе на поездки в Северную столицу, который, по мнению экспертов, будет только расти. Потенциал для этого определённо есть.
"В городе достаточно компаний, которые оказывают услуги туристам. Петербургская школа гидов — одна из мощнейших. Так сложилось, что принимающие компании — это те, кто работает на рынке по 20–30 лет. Они от начала и до конца знают, как происходило становление экскурсионного туризма, у них есть налаженные контакты", — подчёркивает Андрианкова. Однозначно, поездки в Петербург в рамках организованных туров окажутся для бизнеса одним из самых перспективных решений в ближайшие несколько лет.

На вкус и цвет

Ещё одна любопытная тенденция последних лет — интерес к нишевому туризму. Сегодня поставщики уже предлагают такие варианты, как промышленный, образовательный, медицинский, экстремальный, эко-туризм. И здесь есть предложения на любой каприз и кошелёк — простой путешественник может попасть как на крупный завод, так и на космодром, что ранее казалось нереальным. По мнению экспертов, это тот формат, который нужно попробовать, а затем определить для себя, готов ли человек покупать такую услугу вновь. Например, познакомиться с красотами Алтая можно как в формате лёгкой пешей прогулки, так и верхом на коне — впечатления от этого у клиента будут разными.
Автор: Freepik
"Я считаю, что ошибочно недооценивать перспективы нишевого отдыха, поскольку мы видим, что спрос на него есть, причём иногда люди отправляются в такие путешествия не по одному разу. Следовательно, разнообразие турпродукта может оказаться очень выгодным для участников рынка", — резюмирует эксперт группы компаний "Слетать.ру".
Пожалуй, нишевой продукт больше всего нуждается в активном продвижении, потребитель ещё не привык к тому многообразию вариантов отдыха, которое готовы предложить туроператоры на местах. Именно поэтому рассказывать о новых форматах путешествий нужно как можно чаще и подробнее.