Виртуальная дрель: онлайн–продажи товаров для дома и ремонта рекордно выросли

Автор фото: freepik.com

Россияне предпочитают покупать товары для дома и ремонта через интернет. Скоро до 50% продаж будет приходиться на онлайн–канал.

По данным агентства INFOLine, онлайн–продажи строительных материалов и товаров для дома в 2022 году выросли в 1,5 раза, их суммарный объём превысил 400 млрд рублей. Аналитики указывают, что на фоне ухода с российского рынка ряда зарубежных ретейлеров и поставщиков, а также снижения трафика в торговых центрах маркетплейсы нарастили работу со строительными материалами и товарами для дома. В то время как онлайн–продажи ряда омниканальных сетей DIY стагнировали. Таким образом, исследование показало, что активное сотрудничество с интернет–магазинами и маркетплейсами способствует росту доли продаж в интернете.

Посмотреть или пощупать

Представители маркетплейсов подтверждают, что категория DIY–товаров — одна из самых быстрорастущих на онлайн–рынке.
"Мы активно привлекаем продавцов и производителей стройматериалов и инструмента, поэтому за прошлый год на площадке стало на 70% больше продавцов как в Санкт–Петербурге и области, так и в Московском регионе. При схожей динамике роста в столице примерно в 2 раза больше поставщиков в сегменте DIY. В то же время за счёт развитой системы логистики их товары доступны практически любому покупателю", — рассказали в пресс–службе Ozon.
Интересно, что, по данным компании, штучные продажи DIY–товаров в Петербурге и области имеют более высокую динамику, чем в Москве. На маркетплейсе фиксируют рост за 2022 год в 2,3 раза к 2021 году. Онлайн–продажи в столичном регионе стали выше за то же время в 2 раза. Однако заказов в Москве было оформлено тоже вдвое больше, чем в Петербурге.
В OBI со ссылкой на данные поставщиков сообщили, что по состоянию на конец 2022 года доля сантехники в онлайне возросла до 25%. Это стало возможным, потому что на неё имеется сформированный спрос. В офлайне чаще покупают товары длительного пользования, высокого ценового сегмента и то, что клиент хочет увидеть воочию (обои, ламинат, плитка, шторы, двери, кухни).
Как сообщил "ДП" президент АКИТ Артём Соколов, категория "инструменты и садовая техника", куда в том числе входят и товары DIY, в 2022 году в принципе показала один из самых высоких уровней роста: продажи по России увеличились на 200%. При этом средний чек в этой категории заметно снизился — с 2 709 рублей по итогам 2021 года до 2097 рублей в конце 2022–го. То есть рост связан именно с тем, что заказы стали поступать чаще.

Офлайн сдаётся

Эксперты считают, что рост онлайн–продаж связан с более широким ассортиментом, обилием ценовых акций, удобной и недорогой доставкой. Играют роль и факторы роста, характерные для e–commerce в целом, — повышение уровня проникновения интернета, улучшение качества связи и мобильных приложений, расширение географии доставки.
Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская допускает, что в среднесрочной перспективе около 50% продаж в DIY будет обеспечивать онлайн. "При этом выбор, например, отделочных материалов и товаров для дома покупатели предпочитают делать в офлайне. Им важно видеть текстуру, цвет и прочие качества, которые трудно передать на экране. Возможно, покупатели будут выбирать в шоуруме или магазине, а потом заказывать, такой вариант тоже распространён", — говорит Анна Синявская.
Эксперт также подчёркивает, что DIY–ретейлеры всё острее ощущают конкуренцию со стороны маркетплейсов. Эта тенденция будет продолжаться: количество поставщиков у интернет–площадок гораздо выше, чем у любого гипермаркета. Плюс параллельно потребитель может приобрести технику, мебель, товары для сада и прочее. "Темпы роста офлайн–продаж будут ниже, чем в онлайне, что может привести к снижению продаж и сокращению числа новых открытий. Доля e–commerce продолжит расти", — прогнозирует эксперт.

Эхо пандемии

Рост онлайн–покупок товаров из категорий DIY и household начался 3 года назад, во время самоизоляции. Люди стали активнее инвестировать в уют в квартире, оказавшись вынужденными находиться там очень длительное время. С тех пор привычка никуда не делась.
После снятия жёстких ограничений впервые в истории онлайн–торговли строительные материалы и сопутствующие им товары стали участвовать в распродажах уже не только на сайтах собственных компаний, но и на маркетплейсах. Вырос и уровень сервиса.
"Специализированные магазины для строительства и ремонта, которые ранее доставляли только крупногабаритные грузы, начали привозить заказы с любыми товарами без ограничений, магазины инструментов стали давать подробные онлайн–консультации по использованию выбранных товаров и рекомендации по сопутствующим или необходимым для реализации той или иной цели", — вспоминает Артём Соколов. Все эти факторы стимулировали изменение паттернов покупательского поведения и привели к тенденциям, которые прослеживаются сегодня.