Год мусорной реформы: от песен Шнурова до раздельного сбора

Автор фото: Ермохин Сергей

Вопросы реализации мусорной реформы в Петербурге и Ленобласти обсудили на круглом столе "ДП".

Петербург живёт в мусорной реформе уже год. Главный её итог — создание работающей системы сбора и транспортировки твёрдых коммунальных отходов с контейнерных площадок.
Несмотря на долгую подготовку Смольного к реформе, данные в этой области к началу 2022 года были достаточно обрывочными. Год назад в Петербурге действовала территориальная схема по обращению с отходами в редакции 2020 года. В июне она была актуализирована с учётом свежих данных.
"В 2022 году у нас появилась система (сбора и транспортировки отходов — прим. "ДП"), появилась прозрачность, информация об источниках образования, контейнерных площадках, о движении ТКО от источников до объектов обработки, утилизации, размещения", — рассказала генеральный директор АО "Невский экологический оператор" (регоператор по обращению с отходами в Петербурге) Екатерина Горшкова. Также сосчитать удалось объём и массу отходов. За год с площадок было собрано 17 млн м3 отходов, при том, что в терсхеме фигурировал показатель 12,7 млн м3. Масса наоборот оказалась ниже — около 1,6 млн тонн против прогнозных 2,3 млн тонн.
"Нормативы были приняты в 2017 году на основании замеров 2015-2016 года", — объясняет разницу Екатерина Горшкова.
"Представителям исполнительной власти было трудно сформировать территориальную схему, потому что объективных данных не было", — уточнил председатель региональной общественной организации "Экологическое сообщество" Сергей Санне. По оценкам городского регоператора, сегодня в "серой" зоне находятся ещё около 0,2-0,3 млн тонн — например, отходы в промзонах.
Задача следующего этапа мусорной реформы — развитие необходимой инфраструктуры, начиная с мест накопления, говорят в Смольном.
"В городе федерального значения есть особенности — нельзя просто прийти и поставить контейнерную площадку, как это происходило в других субъектах. У нас множество ограничений, градостроительные особенности, проекты благоустройства, устаревшая нормативка и пр. Но мы сейчас этим вопросом активно занимаемся", — отметил заместитель председателя комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Иван Казаков.
Запросы, волнующие сегодня потребителей, озвучил главный консультант председателя постоянной комиссии по городскому хозяйству и созданию комфортной городской среды Заксобрания Петербурга Сергей Кустов: бОльшая активность в секторе ИЖС, разъяснения по разным видам отходов, переход на оплату по фактическому объёму и пр.

Областная арифметика

Ленобласть вступила в мусорную реформу более трех лет назад, соответственно, сюрпризов здесь не так много, как в городе. "Уровень прозрачности потоков с момента старта реформы ТКО существенно вырос и сейчас является максимальным", — отмечает Антон Бучнев. За это время удалось не только существенно продвинуться в решении вопросов с площадками, но и обновить автопарк на более современный, а также поменять подрядчиков, отвечающих за транспортировку ТКО. Теперь за перевозку отходов в Ленобласти отвечают крупные компании, обладающие большим парком современной техники.
По итогам 2022 года масса образованных на территории Ленобласти ТКО составила около 700 тыс. тонн. Работа с ТКО здесь в целом уже выстроена, регоператор занимается коммуникацией с потребителями и планомерным развитием инфраструктуры. "До сих пор ведется работа по выявлению отходообразователей, которые не заключили договор с регоператором. Это юрлица и ИП, а также садоводы. В 2022 году было заключено порядка четырех тысяч договоров с "первоэтажниками", которые до этого кидали свой мусор в баки с жильцами бесплатно, количество заключенных договоров с СНТ выросло на 422 единицы", — говорит Антон Бучнев.

Пути отхода

В 2022 году в Петербурге предварительную обработку прошло 44% ТКО, собираемых в городе. Производится она на объектах АО "Автопарк №1 "Спецтранс"" в Обухово, на Старообрядческой и Предпортовой улицах, сортировках компании "ЭкоВаст" на Парнасе и в Рыбацком, сортировке ООО "Топливная экологическая компания" на Волхонском шоссе и объекте компании "Эко Лэнд" в Ломоносовском районе Ленобласти. Остальные 56% ТКО вместе с "хвостами" едут непосредственно на захоронение на полигоны (при этом на части полигонов также производят предварительную обработку). В 2022 году отходы из Петербурга попадали на полигон в посёлке Лепсари, полигоны "РАСЭМ", "Автоберкут" и "Новый Свет". С 2023 года их количество сократилось в два раза, сейчас работают только два объекта размещения — "РАСЭМ" и "Новый Свет". Ожидается, что сроки работы двух оставшихся полигонов будут продлены на текущий год. Но пока что этого не произошло.
"Есть бюрократическая проволочка, которая должна быть ликвидирована, чтобы у нас был запасной вариант перенаправки и разделения потоков", — говорит Антон Бучнев.
Мощностей полигона "РАСЭМ" при текущем объёме ТКО, поступаемых из города, должно хватить не только на 2023-2024 гг., но и далее, добавил он.
В Ленобласти сортировку на объектах и полигонах проходят порядка 64% от общей массы. Так, сортировочный комплекс мощностью переработки 100 тыс. тонн в год, принадлежащий УК ООЛО, работает в Приозерском районе. На небольших полигонах, рассчитанных на один район, также есть мощности по сортировке, напомнил Антон Бучнев. Часть отходов проходит обработку на специальных станциях. Например, в Лужском районе такую сортировку проводит ООО "ЛОЭК", в Сосновом Бору — ООО "Город сервис" (оба общества являются дочерними структурами УК ООЛО).

Инвестиции в мусор

В ближайшие годы потоки отходов и объёмы сортировки и переработки в агломерации должны измениться. Это неоднократно озвученное требование областного правительства. Оно полностью соответствует инвестиционным планам двух регоператоров. Правда, их проекты продвигаются медленнее, чем планировалось несколько лет назад.
В конце 2022 года НЭО достроил первую очередь своего первого комплекса — КПО "Волхонка" на Волхонском шоссе — и уже начал работы по созданию второй. Но сегодня объект, на открытии которого присутствовали губернаторы Петербурга и Ленобласти, полноценно работать не может, поскольку КПО попадает в приаэродромную территорию аэропорта "Пулково". Для его запуска нужно пройти орнитологическую экспертизу.
"Мы два раза проводили орнитологическую экспертизу проекта летом, но сейчас она должна быть другая, в соответствие с порядком, который примет Минприроды. Его обещают в ближайшее время выпустить, мы его очень ждём", — поясняет Екатерина Горшкова, не давая прогнозов по срокам принятия и прохождения процедуры.
Другие объекты НЭО находятся на более ранних стадиях проектно-изыскательских работ. Так, по КПО в Новосёлках прошли общественные слушания.
"По КПО "Островский" мы прошли экологическую экспертизу, правительство Российской Федерации перевело участок из лесного фонда в земли промышленности. Сейчас оформляем договор аренды для того, чтобы мы могли проходить главгосэкспертизу и двигаться дальше", — рассказала Екатерина Горшкова.
На днях в суд поступило заявление об оспаривании экологической экспертизы. "Честно сказать, с учётом общего резонанса, эти оспаривания — не сюрприз. Жители, активисты обжаловали и терсхему в данной части, и результаты общественных обсуждений. Сейчас они обжалуют результаты государственной экологической экспертизы. По одному из дел было только первое заседание, по второму его ещё не было", — сообщила Екатерина Горшкова. По объекту во Всеволожском районе идёт экологическая экспертиза, в Ломоносовском — изыскательские работы.
УК ООЛО в свою очередь реализует два проекта — в промзоне в Кингисеппе и в районе деревни Рахья. По первому уже идёт строительство, оно должно завершиться в этом году. Недавно эту стройку попытались остановить, в суде заявителю даже удалось добиться обеспечительных мер в виде временного запрета на строительство. "На сегодня запрет снят, стройка идёт в штатном режиме", — подчеркнул Антон Бучнев. КПО "Рахья" пока только проектируется.

Разделять и не зарабатывать

Актуальная для обоих регоператоров тема — раздельный сбор отходов.
"С вывозом ТКО коммуникация уже налажена, есть понимание где вывозить и как вывозить. Проблема, которую мы видим и которую предстоит решать в этом году, — коммуникация с жителями. Нужно её совместными усилиями улучшать, нужно объяснять, куда выбрасывать раздельно накопленные отходы, крупногабаритные отходы, объяснять, что такое разные виды отходов, другие нюансы. Соответствующая работа идёт, но её необходимо усиливать", — считает Дмитрий Климчук, генеральный директор ООО "Ресурс АТЭ", которое занимается транспортировкой отходов из части районов Петербурга и Ленообласти.
"Логистика, договорные отношения более-менее утрясены, отходы вывозятся, всё запротоколировано, система прозрачная. Пора приступать к другим ступеням иерархии, которая заключается в том, что нужно предотвращать образование отходов, использовать повторно", — согласна руководитель экологического движения "РазДельный Cбор" Татьяна Нагорская.
"Нужно вменить управляющим компаниям информировать жильцов о всех видах отходов (батарейки и лампочки, крупногабаритные, покрышки, автомобильные аккумуляторы, стиральные машины, другая техника и пр.), о том, как они перерабатываются. Люди понимают и поддерживают, когда что-либо делается в соответствие с иерархией, даже если нужно будет за это платить. Также нужно предпринимать усилия и в плане развития соответствующей инфраструктуры", — настаивает она.
Сергей Санне отметил, что в процесс переработки раздельно собранных и отобранных на сортировках отходов могут быть вовлечены бывшие перевозчики, лишившиеся в последние годы своих контрактов, но хорошо знающие отрасль. По его словам, они могли бы работать с отдельными видами ВМР на территории специальных технопарков. "Прибыль и налоги, которые даёт отрасль переработки ВМР, должны оставаться в наших регионах, а не уезжать в Тверь, Москву и т.д.", — полагает он. Переговоры с отдельными компаниями уже ведутся, заявила Екатерина Горшкова.
Однако работу с ВМР усложняет резкое падение спроса на фракции, ещё недавно крайне востребованные на рынке. "Проблема проявилась в 2022 году и продолжает ухудшаться", — обратила внимание Екатерина Горшкова, напоминая также об ограничении рынка, резком снижении закупочных цен и появлении на этом рынке иностранной, в том числе иранской, продукции.
"За год на ПЭТ цена упала в три раза, по стеклу то же самое. Но до сих пор у многих есть иллюзия, что это золотое дно, что и ПЭТ, и стекло стоят космических денег", — поддержал Антон Бучнев.
"Ещё есть иллюзия, что при повышении процента переработки цена на ТКО должна снизиться. Но мировая практика говорит о другом: там, где процент переработки выше, цена за услугу по ТКО — выше", — добавил Дмитрий Климчук.
"Государственная поддержка и стимулирование спроса на ВМР просто обязательны. Областей применения — масса: в упаковке, лёгкой промышленности, дорожном строительстве, в строительстве зданий и пр. Без скоординированных действий государства и бизнеса в этом направлении ситуация не сдвинется или будет развиваться очень медленно. Также необходимо адаптировать наше законодательство, чтобы создать экономические стимулы для бизнеса использовать вторсырьё в производстве и тем самым повысить спрос на него", — отметил исполнительный директор Ассоциации РусПРО Павел Рудась. Он обратил внимание, что почти 70% жителей, попавших в зону пилотного проекта по раздельному сбору отходов "Экоответ" (Калининский и Красногвардейский районы), организованному при участии ассоциации, сортируют отходы по меньшей мере на две фракции. При этом вторсырьё собирается высокого качества — за год процент засора снизился с 80% до 15%, что упрощает работу участников рынка ВМР.
По словам Павла Рудася, компании, самостоятельное выполняющие нормативы по утилизации отходов от использования товаров и упаковки, сегодня сохраняют интерес к переработке. Изначально во многом этот курс продвигали международные бренды, большинство которых и сегодня продолжают работать по этой повестке, говорит Павел Рудась. "Тема РСО в частности, и ESG в целом, до сих пор очень актуальна, хотя о ней просто меньше говорят — многие компании ввели "режим тишины", но продолжают последовательно работать в этом направлении", — резюмировал он.