Без лишних градусов: петербуржцы перешли с водки на вино

Автор фото: ТАСС

В прошлом году россияне стали больше пить крепкого алкоголя. Но Петербург и Ленобласть выделяются на общем фоне — здесь предпочитают вино.

По данным НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка", за весь 2022 год в Петербурге было произведено 9281 тыс. декалитров алкогольной продукции (без учёта пива, напитков, изготовляемых на основе пива, сидра, пуаре и медовухи). Из них винодельческой продукции — 1851 тыс. дкл; слабоалкогольных напитков (с содержанием спирта не более 9%) — 2177,64 тыс. дкл; водки — 3114 тыс. дкл; коньяка — 20 тыс. дкл. Продажи алкогольной продукции (без учёта пива и пивных напитков) составили 11 089 тыс. дкл (+4% к 2021 году); винодельческой продукции — 5699 тыс. дкл (+1% год к году); слабоалкогольных напитков — 720 тыс. дкл (+22,78%); водки — 2638 тыс. дкл (+6,8%); коньяка — 759 тыс. дкл (+5,34%).

Туристы помогли

Как рассказали "ДП" аналитики исследовательской компании NTech, по России в прошлом году продажи алкоголя в рублях выросли на 13% при незначительном увеличении цены. Если считать в литрах, то продажи упали на 6%, но при этом сильно отличаются показатели по разным категориям алкогольных напитков.
Так, выросли продажи крепкого алкоголя (больше 20 градусов) в рублях на 15% и в литрах на 9% за счёт незначительного увеличения цены (на 4%). Заметно по итогам года увеличились продажи джина: больше чем на 50% в рублях и литрах из–за небольшой средней стоимости напитка (менее 1 тыс. рублей) и незначительного подорожания — на 2%. Цена на коньяк скакнула на 24%, что связано со сложностями импорта в условиях санкций, и это спровоцировало падение продаж до 40% в литрах по сравнению с 2021 годом. Менее крепкие спиртные напитки подорожали на 11% и потому продажи как в литрах, так и в рублях просели (в рублях незначительно).
Екатерина Назаренко, аналитик исследовательской компании NTech, отмечает, что цены на водку выросли на 6%, поэтому продажи в рублях повысились на 15%, хотя потребление в литрах выросло только на 7%.
"Изменение логистических и транспортных путей также повлияло на рынок алкоголя в Петербурге. Изменились страны производства напитков. Например, продажи водки из Швеции и Финляндии упали больше чем наполовину, но этого же напитка из Грузии стало продаваться в 2 раза больше. Российский виски в 2021 году по продажам был на пятом месте, а в прошлом году уверенно занял второе. При этом в целом цена и продажи виски выросли незначительно", — говорит она.
Как указывает Кирилл Малышев, директор практики "Стратегия продаж и маркетинга" компании "Рексофт Консалтинг", цены на алкоголь выросли во всех регионах, включая Петербург. Эксперт связывает это с двумя основными причинами: увеличением акцизов на крепкие напитки и ростом стоимости сырья.
Рост потребления алкоголя, который можно отследить по динамике продаж, зафиксировали в компании Ladoga, об этом сообщил её президент Вениамин Грабар. Он связывает это с тем, что большое количество жителей Северной столицы остались в городе в разгар туристического сезона и обеспечили высокий уровень потребления спиртного. В то же время регион привлёк большой поток внутреннего туризма — путешественники, которые раньше проводили отпуск за пределами страны, внесли свою лепту в общий показатель продаж. В зависимости от вида продукции и её происхождения рост цен составил 10–25% год к году.

Губит людей не пиво

Эксперты аудиторско–консалтинговой сети FinExpertiza полагают, что в целом всё–таки стоит говорить об увеличении потребления алкоголя в стране. Аналитики использовали данные Росалкогольрегулирования о розничных продажах спиртосодержащей продукции в натуральном выражении. К крепкому алкоголю были отнесены водка, коньяк и ликёро–водочные изделия с содержанием спирта свыше 25%, к винодельческой продукции — тихие и игристые вина, включая ликёрное и фруктовое вино, а также винные напитки. Пивная продукция включает в себя пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху.
Петербург и Ленобласть, по данным FinExpertiza, вошли в пятёрку лидеров по употреблению вина на душу населения. В Северной столице на каждого жителя пришлось 10,2 литра, в области — 10 литров. Больше всего вина потребляли в Ненецком автономном округе (11,7 литра на душу населения), Карелии (11 литров), Подмосковье (10,2 литра). В целом же по России продажи винодельческой продукции в рознице в 2022 году сократились с 6,6 до 6,2 литра на каждого жителя страны в год. В ряде компаний рассказали, что на фоне ухода большого количества западных брендов предложили широкий ассортимент вин и крепких напитков сопоставимого качества.
В то же время розничные продажи крепкого спиртного (водки, занимающей 76% в натуральном выражении в структуре продаж крепкого алкоголя, а также коньяка, джина, рома, настоек, ликёров и проч.) в целом по стране увеличились в 2022 году с 6,4 до 6,8 литра на человека в год, то есть на 7,5%. Эксперты FinExpertiza обращают внимание, что в 2021 году потребление крепких горячительных напитков на душу населения выросло лишь на 1,2%, а в пандемийном 2020–м — на 3,3%.

Сдули пену

Потребление пивной продукции в 2022 году фактически не изменилось, уменьшившись на символические 0,06%, до 52,2 литра на человека в год. По данным Росалкогольрегулирования, в прошлом году производство сохранилось приблизительно на том же уровне, что и в 2021–м (порядка 802 млн дкл). При этом производство пивных напитков увеличилось на 2,5%, до 98,4 млн дкл, а объём выпуска пива — 704,1 млн дкл — полностью соответствует показателям 2021 года.
Это данные без учёта доли нелегального пива, которая в последние годы растёт и может достигать 15%, подчёркивают в Ассоциации производителей пива (АПП). "По нашим оценкам, уровень потребления за минувший год не увеличился. Однако в денежном выражении за тот же период продажи выросли за счёт увеличения розничных цен на 13% (данные Nielsen IQ). При этом подорожание могло быть и большим, но участникам рынка удалось смягчить удар по кошельку конечных потребителей. В частности, крупные производители приложили максимум усилий для того, чтобы сгладить эскалацию цен", — указали в пресс–службе ассоциации.
Рост цен связан с инфляционными процессами и логистическими сложностями в пандемию и прошлой весной после введения санкций: дорожали стекло, пластик, алюминий, палеты и картон, а также сырьё, прежде всего хмель. При этом категория пива по–прежнему остаётся ключевым драйвером развития российского алкогольного рынка за счёт высокой доли в обороте индустрии (42,1% в денежном выражении и 82,9% в натуральном).