Санкции, релокация и мобилизация: у юристов появился вал новых проблем

Автор фото: Ермохин Сергей
Для юридического сообщества в топ–3 факторов влияния 2022 года, сохраняющих актуальность и сегодня, старший партнёр "Пепеляев Групп" Сергей Спасеннов включает санкционные ограничения, мобилизацию и релокацию.
"Английские и американские юристы просто начали отказываться от взаимодействия с российскими компаниями, — отмечает эксперт. — Для нас было очень неприятно, что многие иностранные партнёры, с которыми мы работали десятилетиями, сказали: “Извините, нам запрещено”. И нам приходилось отыскивать тех, кто готов работать с российскими клиентами, даже с подсанкционными, либо находить специалистов в тех юрисдикциях, где английское право используется, но нет таких жёстких ограничений, как в ЕС и США".
Объявленная в сентябре 2022 года мобилизация также заставила и предприятия, и юристов в пожарном порядке решать вал проблем. Многие юрфирмы организовывали для консультирования клиентов "горячие линии". Спектр вопросов был очень широк. При этом консультирование происходило на высоком эмоциональном фоне.
При релокации возник вопрос, как работать из–за границы. И здесь тоже спектр запросов консалтерам был весьма широк: как оформить дистанционку, как оплачивать работу сотрудников, как официально перевести бизнес за границу, какие налоги при этом необходимо платить и т. д.
Отключение отечественных банков от SWIFT также стало огромной проблемой прошлого года. Однако на этом фоне были и парадоксальные явления. "Удивительно, что с США всё нормально: деньги идут и туда и оттуда. В этом смысле американцы — самые гибкие", — отмечает Сергей Спасеннов.

Больше знать про Африку

С 1 марта вступили в силу новые правила трансграничной передачи данных, что изменит практику IT / IP: возрастёт число запросов на консультации по регуляторике этого направления. "Теперь Роскомнадзор может запрещать передачу данных в страны даже с адекватной защитой, исходя из совершенно резиновых оснований, которые ему будут подкидывать разные госорганы", — предполагает Максим Али, партнёр Maxima Legal.
И если государство начнёт запрещать передачу данных в какие–то конкретные страны, то это негативно отразится на IT–сервисах, на внутренних корпоративных порталах, на интернет–бизнесе и т. д. "Насколько это реально можно будет оспорить в судах? Я сильно сомневаюсь в таких перспективах", — прогнозирует Максим Али.
Изменение логистических цепочек, произошедшее в 2022–м, серьёзно задело Петербург в частности и Северо–Запад в целом, где традиционно сильны юридические практики по ВЭД. Произошла существенная перефокусировка интересов бизнеса — в частности, на Дальний Восток и юг страны. "Изменение логистических маршрутов, безусловно, и в этом году будет оказывать воздействие на рынок ВЭД–услуг", — уверена Марианна Чугаева, управляющий партнёр юрбюро "Чугаева и партнёры".
По её словам, сохраняется огромный запрос бизнеса на юруслуги в этой сфере — к примеру, на составление контрактов на работу с какой–то иной валютой, на какие–либо агентские схемы, когда в договоре фигурируют три страны, косвенный импорт и т. д. Кроме того, эксперт прогнозирует усиление пост–контроля таможнями в отношении как отечественных предпринимателей, так и иностранных компаний.
По словам старшего партнёра Versus.Legаl Ильи Алембаева, в этом году будут развиваться узкие практики, в которых юркомпании смогут сделать бизнесу уникальные предложения, к примеру консультации по праву Армении и даже африканских стран. "Это связано с инвестиционной деятельностью российского бизнеса. Наши предприниматели, не имея возможности конкурировать на европейском и американском рынках, обращают внимание не только на Азию, но и на Африку", — поясняет эксперт.

Захватывать и зарабатывать

Вместе с тем сложившаяся ситуация открыла окно возможностей, позволив юркомпаниям не только терять, но и приобретать. "Пока часть юридических команд переструктурировалась и перелоцировалась, освободившуюся часть рынка вполне спокойно можно было захватывать и зарабатывать там", — замечает партнёр коллегии адвокатов Delcredere Денис Юров. Он фиксирует существенный (более 15%) рост доходов Delcredere. Объясняется это как раз тем, что коллегия в том числе оперативно отреагировала на новые тренды — к примеру, сделала акцент на санкционной практике, оказывала консультационную помощь бизнесу после объявления мобилизации.
Об увеличении объёмов работы говорит и Владимир Комаров, управляющий партнёр петербургского офиса Grata International, что оказалось следствием решения, принятого в 2017 году. Тогда петербургская юрфирма "Лигал студио" вошла в состав Grata International. "2022–й по сути стал годом, когда мы пожинаем лавры. Политика оказалась оправданной. Тот объём работы, который мы получили в прошлом году (он направлен на Казахстан, Узбекистан и т. д.), в разы превосходит то, что было ранее", — отмечает эксперт.
Ситуация неопределённости, в которой оказались российские коммерсанты, заставила их затянуть пояса и стать взыскательнее. Бизнес стал трепетнее относиться к расходам, к определению того, какие работы оставить внутри компании, а какие — передать на аутсорсинг. Минувший год вынудил бизнес повысить требования непосредственно к консалтерам.
"Сейчас преимущество у специалистов, дающих максимально выгодную цену и комплексный перечень услуг, необходимых бизнесу именно сегодня. Ранее мы не смотрели на Азию и не рассматривали тот же рынок Казахстана, но за своими клиентами мы пошли и в Казахстан, и в другие юрисдикции. Услуга “одного окна”, когда предприниматель продолжает общаться с теми же коллегами, с которыми сотрудничал ранее, создаёт дополнительные преимущества", — рассказывает Светлана Гузь, управляющий партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business.
Старший партнёр юркомпании "ССП–Консалт" Сергей Привалов выделяет региональный тренд Северо–Запада, начавший своё формирование в прошлом году: бизнес желает получить не только юридические услуги, но и консультации по маркетингу, финансам, управлению и переговорным процессам.
Екатерина Смирнова, партнёр Semenov&Pevzner, делится проблемами неюридического характера, вставшими перед юристами в 2022 году. "Иногда обстоятельства складываются так, что нам необходимо лично присутствовать в суде города, где закрыт аэропорт. В такой ситуации путь может занять несколько суток", — делится опытом эксперт. Санкционные ограничения повлияли и на пути юридических документов в Россию, серьёзно усложнив их. Так, по словам Екатерины Смирновой, доверенность от южнокорейского клиента компании для петербургских приставов передавали аж через Казахстан.
Запрос бизнеса серьёзно изменился. Новая обстановка обращает его взгляды, в частности, на Ближний Восток и Латинскую Америку. И структурировать международные сделки по привычному для всех английскому праву или праву Сингапура уже не получается. Но кто, к примеру, свободно ориентируется в законодательстве новых для бизнеса регионов и может предложить консультанта по нему? Такие вызовы сегодня есть, они объективно усложняют работу юриста, но, думаю, консультанты быстро переориентируются в связи с изменившимися реалиями.
Светлана Бухтоярова
руководитель центра развития бизнес–партнёрства ООО "Газпромнефть — Экспертные решения"
Сейчас к исключительной компетенции российских судов отнесено рассмотрение споров между отечественными компаниями, в отношении которых иностранными государствами введены меры ограничительного характера, и их зарубежными контрагентами, даже если в договоре предусмотрена юрисдикция другого государства. И я уже предвижу большой пул проблем. В большинстве случаев при заключении таких договоров применимым правом является право иного государства. Все прекрасно понимают: для разрешения какой–либо проблемы нужно комплексное восприятие ситуации, в том числе через призму огромного количества норм и отношений, которые её сопровождают. При столкновении с иностранным правом мы можем прочитать какую–то конкретную норму, но не знаем, в каком контексте и в каком комплексе правоотношений она применяется. И нельзя исключить непреднамеренной ошибки в применении этих норм. Потому что они могут применяться не так, как мы их воспринимаем через призму нашей правовой системы. И это большая сложность.
Александра Вареникова
председатель 11–го судебного состава Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти
Мы обеспечиваем правовое сопровождение деятельности филиала РЖД как с точки зрения внутренних наших потребителей, так и с точки зрения внешних клиентов. В целом стараемся рассчитывать на силы собственного коллектива. К примеру, основным направлением деятельности правового блока в прошлом году было противостояние санкционному давлению. И всё, чем мы в минувшем году активно занимались, было связано с защитой наших интересов, а также прав и законных интересов пассажиров и предприятий, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
Эдуард Гордеев
начальник юридической службы Октябрьской железной дороги