С бразильцами, но без "Виража": "Зенит" собирает новую команду фанатов с Fan ID

Автор фото: Тихонов Михаил

В минувший уик–энд возобновился чемпионат РПЛ. Петербургский "Зенит" при рекордно низкой посещаемости разгромил нижегородский "Пари НН".

В первенстве премьер–лиги титул от петербургской команды, похоже, никуда не денется. Уже в первом после зимнего перерыва туре команда Сергея Семака обеспечила себе преимущество в 8 очков над вторым местом, которое занимает московский "Спартак". Растерять это преимущество для команды с таким составом, как у "Зенита", очень сложно.
Кстати, сохранить всех своих ведущих легионеров — такая главная задача стояла перед клубным топ–менеджментом в минувшее межсезонье. На иностранцев "Зенита" был устойчивый спрос в ведущих европейских лигах.
Но покинул Петербург только хорватский защитник Деян Ловрен, ставший со своей сборной бронзовым призёром на последнем чемпионате мира в Катаре. Его продали во французский "Лион" за 2 млн евро. Неплохая сделка с учётом того, что защитнику уже исполнилось 33.
А вот других ведущих легионеров — бразильцев Малкома, Клаудиньо, Вендела, Сантоса, колумбийца Барриоса — клуб сумел удержать. Наиболее близок к уходу был Малком, на которого претендовал французский ПСЖ.
Но и сам "Зенит" на этот раз привычной купеческой щедрости на трансферном рынке не проявил. На всё про всё ушло 2 млн евро. За такие деньги был выкуплен у казахстанского "Кайрата" защитник Алип.
Остальные игроки обошлись бесплатно, в том числе и очень талантливый молодой бразильский игрок обороны Роберт Ренан. Его получили взамен Юри Алберто, права на которого тоже принадлежали "Зениту".
Обратно, в "страну диких обезьян", уехал и вратарь Иван, выступавший за питерскую команду в первой части сезона. Такой своеобразный круговорот бразильцев в "Зените".
Очевидно, что ставка на южноамериканцев сохранится и в дальнейшем. Уже известны ещё два игрока из "Коринтианса" (Сан–Паулу), которые вскоре пополнят петербургскую команду. Да и получение российского гражданства Малкомом и Клаудиньо доказывает, что с выбранного пути руководство сине–бело–голубых сходить не собирается.
Но если со спортивной составляющей у "Зенита" пока всё в порядке, то другую проблему решить очень сложно. Как и всем остальным клубам РПЛ.

На трибуны — за "Ладой"

Речь идёт о болельщиках, вернее, об их массовом исходе со стадионов. Дело, конечно, в Fan ID, который с 1 декабря 2022 года был введён на всех стадионах премьер–лиги.
О том, что фанаты его точно будут бойкотировать, стало известно давно. Сейчас борьба началась уже за простых любителей футбола. По крайней мере "Зенит" постарался сделать всё, чтобы как–то завлечь их на трибуны "Газпром Арены". Не скупясь на приятные сюрпризы. Впрочем, в народе акцию прозвали прозаически: "болеем за еду".
Среди болельщиков, пожелавших пойти на два первых матча, решили даже разыграть автомобиль "Лада Гранта". А ещё предлагали тем, кто пришёл на встречу с "Пари НН", бесплатные напитки, закуски и шарфы, расширили привилегии по программе лояльности, запустили сервис, привязывающий по сети абонемент к карте болельщика. Да и цены были снижены до минимума — до 100 рублей. Для сравнения: стоимость "проходок" на первый раунд плей–офф с участием СКА в Ледовом — 450 рублей.
К началу марта Fan ID в городе на Неве оформили только 29 тыс. человек, и это при вместимости "Газпром Арены" 62 315 человек. По информации "ДП", руководство некоторых городских предприятий просили помочь набрать людей на стадион. А на сайтах подработок, в студенческих интернет–сообществах Петербурга появились сообщения о наборе "массовки" на домашние матчи "Зенита". Впрочем, не очень рассчитывая на "актёров", руководство клуба пошло на упреждающие меры и приняло решение полностью ликвидировать знаменитый "Вираж". Именно на секторах за воротами ещё с 1970–х годов располагаются организованные фанатские группы.
Активные болельщики создавали разнообразный перформанс и были основными источниками визуального и шумового сопровождения матчей "Зенита". Попасть туда раньше рядовому "Кузьмичу" было невозможно, требовалось пройти специальное собеседование в фан–клубе.
А теперь билеты на "Вираж" продавались для всех болельщиков — по 100–200 рублей. Но это тоже временная мера, с апреля на месте "Виража" появится сцена–сектор, где планируются концерты известных исполнителей и другие развлекательные активности в рамках "Фан–Променада". Лишь в случае возвращения фанатов она будет перемещена на другую трибуну.

"Кричалки" фанатов в записи

Пока же на "Вираже" во время игры вывесили гигантскую клубную футболку, рекламирующую новую форму сине–бело–голубых. Шумовую же поддержку обеспечивала запись "кричалок" фанатов из колонок. Правда, болельщики подхватывали их вяло.
Объективности ради заметим: картинка из Петербурга не выглядела совсем уж провальной по сравнению с другими городами — всё потому, что клуб полностью закрыл для продажи верхний ярус. Из–за этого больших проплешин внизу не случилось.
Но даже несмотря на огромные усилия — несколько "будок" МФЦ для оформления Fan ID разместили прямо перед стадионом, — "Зенит" собрал рекордно низкую посещаемость на матче с "Пари НН" — 19 705 человек. Предыдущий антирекорд "Газпром Арены" в РПЛ (без учёта ковидного периода с законодательными ограничениями) — 20 003 человека. Столько тогда собралось на матче с "Уралом" 22 апреля 2017 года. Но это была тестовая игра, и верхний ярус также был закрыт.
Средняя же посещаемость "Зенита" в первой половине нынешнего чемпионата — 34 тыс. А до пандемии петербуржцы в среднем собирали на своём стадионе около 50 тыс. зрителей, претендуя на звание самого посещаемого клуба Восточной Европы.
По информации "ДП", спад посещаемости может привести к потере до 400 млн рублей до конца сезона в виде выручки за матчдей.
Но на уровне всего бюджета сине–бело–голубых это не будет сильным ударом. В прошлом году клуб заработал почти 18 млрд рублей, при этом 12,6 млрд приходилось на коммерческие доходы.
А спонсорские отчисления РПЛ и Кубка России в этом сезоне выросли кратно. Так что отряд не заметит потери бойца, если говорить про бюджет.
Поэтому главная потеря не столько денежная, сколько социальная и эмоциональная. Клуб и футболисты теряют сердце поддержки, а это невозможно купить. Полные трибуны, флаги, песни, яркая визуальная поддержка — важный элемент любого матча, которого команда лишилась.
Впрочем, пока последняя точка в трагикомедии со злосчастным "паспортом" пока не поставлена.
В последние дни пошли сигналы "с самого верха", что закон может быть отменён или приостановлен. Иначе без болельщиков российский футбол превратится в совсем унылое зрелище.