Нелегальный табак оставил федеральный бюджет без 22 млрд рублей

Автор фото: "ДП"

В Петербурге "недостача" составила свыше 2 млрд рублей.

Как показало исследование АНО "Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции" (ННЦК), в среднем уровень незаконного оборота табачной продукции в стране составляет порядка 12%. Наибольший уровень зарегистрирован в Южном федеральном округе — 19,4%, а в Северо–Западном федеральном округе это 14,4%. Среди субъектов РФ наиболее высокая концентрация нелегальной продукции, как показывает исследование ННЦК, в Чеченской Республике (36,3%), наименьшая — в Чукотском автономном округе — 0,5%. В Петербурге и Ленобласти это 18,8 и 18,9% соответственно.
"Наибольший вклад в незаконный оборот вносят сигареты, незаконно ввезённые в РФ из стран — членов ЕАЭС, — 70%", — резюмирует Байсолт Хамзатов, первый заместитель директора ННЦК. Традиционно в данном сегменте доминирует продукция белорусского происхождения — её доля составляет 88,4% в поступающей из ЕАЭС. Значимым стал вклад Армении — её доля выросла до 8,4% (было 5,7%). В ближайшее время у нас будет перераспределение цифр в большую сторону из Армении и Казахстана, прогнозирует ННЦК.
Эксперты по–разному оценивают эти показатели. "В целом, конечно, данные цифры говорят о том, что, к сожалению, тренд на рост нелегальной торговли по стране не переломлен", — считают в ГК "БАТ Россия". В аффилированных компаниях "Филип Моррис Интернэшнл" в России немного иначе видят ситуацию. "Давайте будем говорить о том, что по результатам 2022 года мы видим относительную стабилизацию: значительного роста объёмов нелегальной продукции действительно не произошло. Однако успокаиваться рано. Чтобы не допустить дальнейшего роста, важно не прекращать системные усилия", — отмечают в компании.
В JTI Россия соглашаются с тем, что кратного роста объёмов продаж нелегальной табачной продукции на рынке не случилось, но отмечают прирост к показателям 2021 года.

Откуда корни?

Причин у этого явления немало, но, как водится, главная из них лежит в экономической плоскости. Переток в Россию нелегальной продукции из соседних стран обусловлен серьёзным диспаритетом акцизных ставок в странах ЕАЭС: в России ставки акцизов в разы выше. Минимальная цена пачки сигарет в России в 2022 году составляла 112 рублей, а в Белоруссии её можно было купить в рознице по цене от 30 рублей.
По мнению игроков рынка, исправить существующий дисбаланс поможет гармонизация акцизной политики в странах ЕАЭС, соглашение о которой было подписано в 2019 году. Оно предусматривает, что к 2024–му все участники должны выйти на уровень индикативной ставки — 35 евро за 1 тыс. сигарет. Предусмотрен 20%–ный коридор отклонений в большую и меньшую сторону.
Однако, как замечает Максим Курганский, директор по защите легального оборота продукции Центра развития перспективных технологий, у нас сейчас, к примеру, маркируется вся продукция для продажи на территории РФ. Есть Киргизия, Казахстан, Армения, тоже маркирующие сигареты. "И это может позволить находить оптовые компании, которые сливают эту продукцию, и регулировать эти перетоки. Но Республика Беларусь не маркирует вообще — ни для собственных нужд, ни для кого–либо", — говорит эксперт.
Владлен Максимов, глава Ассоциации малоформатной торговли, полагает, что среди прочего покупатель сам провоцирует продавца на поиск контрафакта.
"Есть масса людей, которые знают, что есть сигареты из Белоруссии, что актуально для Северо–Западного округа. И они предлагают продавцу: ну ты по правильной–то цене сигареты привези, мы знаем, сколько это стоит. Получается, есть фабричный товар, которым не отравишься, с которым всё в порядке, но который дешевле. Соответственно, розничный продавец ломает голову: идти ему по этому пути или нет? Многие не сегодня, так завтра входят в такой сговор и поставляют людям, которых знают, нелегальные сигареты", — делится своим видением ситуации Владлен Максимов.

Равнодушных нет

Сейчас в России действует мораторий на плановые проверки предприятий розничной торговли, но вместе с тем закон позволяет в отдельных случаях по согласованию с прокуратурой их всё–таки проводить.
Как отмечает Игорь Ивулёнок, заместитель начальника отдела надзора за продукцией в обороте петербургского управления Роспотребнадзора, в 2021–2022 годах в ведомство поступило порядка 3 тыс. обращений от жителей и общественных организаций, связанных с оборотом табачной и никотинсодержащей продукции. При этом он отмечает неравнодушие активистов: в 2022 году число заявлений в управление выросло более чем в 2 раза. Свыше 80% обращений касаются двух нарушений — это открытая выкладка табачной продукции и отсутствие информации для потребителя.
"Всего судами по материалам управления за год вынесено 71 постановление, виновные лица оштрафованы на общую сумму более 1,5 млн рублей. Продукция, находящаяся в незаконном обороте, конфискована", — добавляет Игорь Ивулёнок.
Анна Нефёдова, начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Ленобласти, поделилась опытом работы в государственной информационной системе маркировки. "Мы видим все отклонения, которые регистрирует система, — всё, что проходит через контрольно–кассовую технику, через налоговую, — рассказывает Анна Нефёдова. — Еженедельно проводим мониторинг, фиксируя признаки нарушения обязательных требований — в первую очередь это правила маркировки товаров. И нарушений много".
По словам Анны Нефёдовой, такая работа хотя и не бьёт по кошельку предпринимателей, но даёт свои результаты. Управлением за последние 4 месяца объявлено 234 предостережения коммерсантам. Проштрафившиеся предприниматели консультируются с Роспотребнадзором, пытаясь разобраться в причинах нарушений.

Закон в помощь

Игроки рынка ждут рассмотрения законопроекта "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства". Его принятие анонсировалось ещё в 2022 году, но этого не произошло. Правовые новеллы, как прогнозируется, могут в значительной степени пресечь нелегальное производство табака в стране.
Однако мгновенного эффекта будущий закон не принесёт. По мнению экспертов, результаты проявятся, по самым оптимистичным прогнозам, либо в конце этого года, либо в следующем.
Ещё одна мера, которая может способствовать очистке рынка от нелегальной продукции, — это передача региональным властям части отчислений от акцизов и, соответственно, части федеральных полномочий по контролю за оборотом табачной продукции. Дополнительные доходы послужили бы новым стимулом для региональных властей включиться по полной программе в борьбу с нарушителями.
Давление на потребителя растёт — есть инфляция, доступных денег в распоряжении потребителей становится меньше. А легальный табак сегодня достаточно дорогой: на него на 20% повысили акциз в 2021 году, на 4% — в прошлом, ещё на 6% — в текущем. Фактически цены выросли за 2 года практически на 30%. Это, конечно, гораздо выше, чем средняя инфляция по стране, и это подстёгивает ситуацию.
Игорь Черкасский
руководитель отдела по борьбе с нелегальной торговлей группы компаний "БАТ Россия"
Важно отметить, что помимо давно существующей проблемы, связанной с нелегальным рынком традиционной табачной продукции — сигарет, в последнее время также растёт интерес теневого рынка к новой категории, набирающей всё большую популярность среди совершеннолетних курильщиков. Это никотинсодержащая продукция, такая как одноразовые электронные сигареты, электронные системы доставки никотина открытого типа и жидкости для них. Подавляющая часть указанной продукции ввозится в страну нелегально либо декларируется как "иные электронные изделия", не подлежащие акцизному налогообложению. Из–за этого ежегодно российский бюджет теряет миллиарды рублей. Для решения проблемы важно создать механизм взаимодействия между Федеральной таможенной службой и Федеральной налоговой службой, который обязывал бы импортёров выплачивать акцизы.
Елена Киянова
управляющий по корпоративным вопросам региона "Север" аффилированных компаний "Филип Моррис Интернэшнл" в России
Нарушения при обороте табачной продукции создают дополнительные риски безопасности для потребителей, так как в большинстве случаев контрафактная продукция просто не соответствует требованиям технического регулирования, установленным нормами евразийского законодательства. Дополнительный негативный социальный фактор — практически беспрепятственный доступ несовершеннолетних к табачной продукции нелегального происхождения.
Роман Трошкин
менеджер по работе с органами государственной власти "JTI Россия"