Проценты на минуты: у мобильных операторов возникли разногласия с банками

Автор фото: Тихонов Михаил

Мобильные операторы вводят комиссию за пополнение баланса с карт банков, у которых переводы оказываются слишком дорогими.

На днях МТС оповестили своих абонентов, что с 1 февраля вводится комиссия 1% за пополнение баланса рядом способов. В первую очередь это касается карт сторонних банков. Также вводится комиссия 0,4% за пополнение через СБП в приложении "Мой МТС" и на сайте mts.ru.
Это уже не первый подобный случай. В октябре 2022 года "МегаФон" объявил о комиссии 1,44% за пополнение счёта через приложение или сайт "Сбера", в его терминалах и отделениях, а также по номеру 900. Однако с 17 января оператор отменил это решение. "Мы рады, что партнёр нас услышал и мы смогли предоставить такую возможность нашим клиентам. Мы также предлагаем удобные способы оплаты в мобильном приложении “МегаФона”, через систему быстрых платежей, а также в салонах связи. Мы не планируем менять эти условия", — сообщили "ДП" в пресс–службе "МегаФона".
Эксперты объясняют ситуацию препирательствами между операторами и банками. Банки облагают операторов комиссией за переводы. Но раньше её за абонентов оплачивали сами телеком–компании.
"Настали сложные времена, все хотят заработать. В данном случае операторы ввели комиссии ввиду того, что заметная доля плательщиков использует для платежей сервисы и приложения банков. Операторы немного потеряют в лояльности, но получат дополнительный доход. И видимо, они считают, что это перекроет негативный эффект", — объясняет Юрий Брюквин, гендиректор "Рустелекома".
Однако Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group, утверждает, что ситуация несколько сложнее. Единственный банк, по его словам, к которому у операторов есть претензии в первую очередь, — это "Сбер", у которого комиссии, как утверждается, примерно на два порядка выше, чем у других финансовых организаций.
"Я так понимаю, что все операторы без исключения пытались договориться. В МТС системно подошли к вопросу. Они берут комиссию в случае, если партнёрский банк берёт с них слишком много. Большая часть банков берёт 0,08%. Такие комиссии оператор компенсирует самостоятельно, здесь нет какого–то крохоборства. Введение комиссии для клиентов — это средство давления на банки, чтобы они её снизили. Рано или поздно люди начнут пользоваться другими средствами оплаты, где комиссий нет. Для банка это тоже невыгодно — им нужно, чтобы оплата проходила через них. И поэтому они могут пойти на некий компромисс. Это такая игра, в которую сегодня играют операторы и банки", — рассказал он.
Муртазин обращает внимание, что для операторов в условиях кризиса это значимые деньги. Оплачиваемые ими комиссии ежеквартально складываются в сотни миллионов рублей расходов для каждой телеком–компании.
В "Сбере" ситуацию видят совершенно иначе. В пресс–службе банка "ДП" сообщили, что не вводили и не планируют вводить никаких комиссий на оплату мобильной связи в "СберБанк Онлайн".
"С 01.02.2023 компания MТС устанавливает комиссию в размере 1% для своих абонентов в зависимости от способа пополнения мобильного счёта, и она не связана с комиссией, которую оплачивает сотовый оператор “Сберу” за обслуживание системы приёма платежей. Комиссия за обслуживание сотовых операторов в “Сбере” не повышалась", — подчеркнули в пресс–службе.
При этом один из источников на рынке телекома сообщил "ДП", что МТС, скорее всего, пытаются с помощью введения комиссии продвигать собственный банк. Абоненты, чтобы не платить комиссию, будут вынуждены оформлять их карту. Действительно, такой способ пополнения баланса комиссией по новым правилам не облагается.
В МТС от комментариев отказались. Также не стали комментировать ситуацию в Tele2. В пресс–службе "Билайна" ограничились информацией, что у них "условия пополнения баланса не менялись".

Плач Ярославны

Однако эксперты не уверены, что другие операторы "большой четвёрки" поступят похожим способом. Аналитик MForum Analytics Алексей Бойко считает, что сейчас Tele2 и "Билайн" внимательно наблюдают за кейсом МТС, как на это реагируют регуляторы и абоненты.
И вполне вероятно, что не последуют этому примеру, чтобы не раздражать клиентов. Но свои расходы в таком случае они переложат на абонентов, вероятно, другими способами.
"Стоит ожидать повышений своих расходов на сотовую связь. Операторы будут принимать для этого различные меры. Прежде всего — прямое повышение тарифов в пределах уровня инфляции (1–2 раза в год). А также скрытые повышения за счёт изменения условий".
Такого же мнения придерживается Юрий Брюквин. Он отмечает, что абоненты очень неохотно переходят с одних способов пополнения баланса на другие, а комиссия их не устраивает.
Инертность абонентов — большая проблема для мобильного телекома, продолжает Брюквин. Именно поэтому у операторов широкополосного доступа в интернет (ШПД) подобная ситуация вряд ли возникнет. Они тоже платят комиссию банкам, но люди здесь привыкли платить через личный кабинет на сайте оператора.
"В личном кабинете легко прикрутить какие–либо новые способы оплаты — хоть картой, хоть биткоином. В мобильном телекоме ситуация сложилась иная. Даже у МТС, которые активно стараются приучать клиентов к использованию личного кабинета, из 80 млн абонентов только 26 млн пользуются приложением ”Мой МТС”", — замечает Брюквин.
Такую консервативность россиян можно заметить и в других сферах жизни. В качестве яркого примера эксперт приводит "Петроэлектросбыт": "Я регулярно езжу мимо их отделения и постоянно вижу там большие очереди. Люди стоят, чтобы не платить комиссию, хотя у “Петроэлектросбыта” тоже есть возможность оплатить электроэнергию на сайте в личном кабинете без комиссии. Но об этом не все знают. А кто–то такому способу оплаты не доверяет — боится, что данные карты украдут и т. п.".

Честные правила

Операторы ШПД подтверждают — абоненты в их случае часто пользуются личным кабинетом. Об этом, например, рассказал Тимур Зоиров, генеральный директор "Уют Телеком" ("дочка" "Комфортела"): "Большинство наших абонентов оплачивают услуги на нашем сайте или личном кабинете через интернет–эквайринг. Комиссию в этом случае оператор оплачивает банку, который предоставляет услугу приёма платежей через интернет. У каждого банка свои условия, в среднем это 1,5–2,5%. Абонент при таком варианте комиссию не платит. Последние несколько лет условия банками не менялись, так что проблем в этом плане нет".
Он отмечает, что в случае повышения комиссии со стороны банков операторы либо включат издержки в стоимость тарифов, либо перестанут платить за абонентов. В подобных ситуациях все игроки отрасли стараются придерживаться единых правил.
Об этом же говорит Никита Дамаскин, руководитель провайдера "Енева". По его словам, сейчас нет поводов для перекладывания финансовой нагрузки по компенсации банковских комиссий на абонентов. У разных платёжных систем комиссия может составлять от 2 до 5% суммы платежа. Но за последний год ни одна из систем не повышала свои расценки, а в некоторых случаях оператору удаётся договариваться и о снижении комиссий.
"Банковская операция — это услуга, и, как любой сервис, она должна быть оплачена. Поэтому логично, что кто–то — или провайдер, или абонент — несёт эти расходы. В целом для региональных провайдеров связи ввод комиссии не станет трендом. Просто в силу особенностей модели бизнеса, которая отличается от федеральной. Кроме случаев, когда компания изначально нацелена на то, чтобы сократить свои издержки за счёт абонентов", — подчёркивает он.