Как на дрожжах: уход зарубежных брендов даст шанс российскому пищепрому

Автор фото: Сергей Ермохин

Пищепром рассчитывает на рост, несмотря на трудности. Повод для оптимизма — неисчерпанные возможности импортозамещения.

Прошедший год был одним из самых сложных для отечественных производителей продуктов питания. Они столкнулись с задержками поставок сырья, упаковки, экстренно пришлось менять логистику, на несколько месяцев производители соков и молочных продуктов отказывались от красок на упаковках из–за их дефицита. Некоторым предприятиям пришлось искать новых поставщиков оборудования. Кроме того, многие зарубежные производители покинули российский рынок и продали местное производство другим российским компаниям. В этом году предприятиям также предстоит искать новые пути развития и преодолевать трудности, связанные с санкциями. На развитие компаний будет оказывать влияние снижение покупательной способности населения, а также влияние мобилизации и оттока россиян за рубеж. Тем не менее многие предприятия планируют запускать новые линейки продукции и модернизировать производства.
Так, в 2023 году крупные предприятия молочной отрасли Петербурга планируют расширять ассортимент своей продукции и увеличивать географию поставок не только по России, но и в другие страны. Несмотря на то что на рынке зафиксировалось падение объёмов продаж почти всех ключевых категорий молочки, сохраняется значительный потенциал для развития и инвестиций.
Сегмент производства хлеба и хлебобулочных изделий в прошедшем году претерпел изменения — с рынка ушла финская компания Fazer, которая занимала 37% рынка Северной столицы. Активы Fazer в России приобрёл столичный холдинг "Коломенский", который планирует расширять своё присутствие на петербургском рынке и инвестировать в модернизацию производства в регионе.
В 2023 году замедлятся темпы развития сферы производства сахаросодержащих напитков. Согласно новому закону, принятому в ноябре 2022 года, с июля на них будет распространяться акциз. Это отразится на себестоимости производства напитков и приведёт к удорожанию товаров, поэтому предприятия в ожидании закономерного снижения спроса приостанавливают инвестиции в развитие новых линий.
В условиях падения доходов населения многим производителям придётся сократить объёмы выпуска, особенно продуктов, не входящих в список первой необходимости, пересмотреть и адаптировать свой ассортимент, оптимизировать каналы продаж. Спрос будет переориентирован в сторону потребления базовых простых продуктов и стагнации продаж специализированных, премиальных товаров. Рост объёмов производства можно будет наблюдать в импортозамещаемых сегментах.
Текущая ситуация на рынке располагает к сделкам M&A. Компании в этом году будут чаще рассматривать крупные активы для слияний и поглощений. Генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова отметила, что рынок пищевых продуктов ждёт дальнейшее укрупнение, а также запуск всевозможных нишевых продуктов. Поэтому в этом году лишь усилятся позиции на рынке крупных российских производителей.
Марина Петрова считает, что сейчас — самое подходящее время для импортозамещения в этой сфере, в том числе по различным ингредиентам. Стоит задуматься и над созданием предприятий по производству оборудования, которые смогут полноценно заменить ушедших с российского рынка иностранных производителей, а не только развивать параллельный импорт.