Знания в цене: бурный рост в сфере онлайн-обучения закончился

Автор фото: ТАСС

Негативные прогнозы для рынка онлайн–образования не реализовались. Спрос продолжает расти, хотя и медленно.

Эксперты "Сколково" прогнозировали по итогам 2022 года падение рынка Edtech на 35–40%. Так, в марте, по их подсчётам, рынок уже упал на 20–40%. Однако сами представители Edtech утверждают, что, несмотря на все потрясения, рынок продолжает расти, но медленнее, чем раньше.
По словам Сергея Попкова, сооснователя и директора по развитию бизнеса Skillbox, средний чек на программы дополнительного профессионального образования в их онлайн–школе вырос на 15% год к году.
Александр Волчек, СЕО GeekBrains, рассказал "ДП", что пик спроса на онлайн–образование пришёлся на 2020 год, но и сейчас рост продолжается, хотя и менее бурно. При этом прогнозировать, как будут обстоять дела в 2023 году, очень сложно. Вероятно, будет появляться меньше новых игроков. Но интерес людей к онлайн–образованию сохранится: во времена неопределённости многие делают ставку на получение новых навыков и развитие уже имеющихся для повышения своей востребованности на рынке труда. Важную роль сейчас играет обучение профессиям, которые позволяют работать удалённо.
Никита Щипанов, руководитель отдела маркетинга онлайн–университета Skypro, сообщил, что в январе и феврале 2022 года они наблюдали высокий спрос на все свои продукты, а вот с марта по июнь было небольшое падение. В июне компании пришлось адаптировать маркетинг и продажи под новые реалии рынка. С тех пор они наблюдают стабильный рост.
Самой востребованной специальностью из всех, что предлагают онлайн–школы, стало программирование. "Доля этой специальности составила 38% от общего числа новых пользователей. Курсы “Управление” выбрали 31% из общего числа новых пользователей. Замыкает тройку лидеров “Дизайн” c 28% новых пользователей", — поделился Сергей Попков.
Среди петербуржцев, обучающихся на Skillbox, программы направления "Программирование" выбрали 44%, "Дизайн" — 25%.
В Skypro сообщили, что курсы по маркетингу до марта 2022 года составляли 40%, но сейчас их доля снизилась до 10%. А доля направления по программированию в общей выручке увеличилась с 20 до 40%.
Edtech–компаниям пришлось адаптироваться к новым условиям и при этом трансформировать свою систему образования под потребности клиентов. Например, Skillbox открыл в ноябре офлайн–школу на территории технопарка "Ленполиграфмаш". Обучение проходит в смешанном формате: теоретическую часть пользователи изучают онлайн, практическую можно выполнять очно (но при желании и в дистанционном режиме).
В GeekBrains в 2022 году сделали упор на переформатирование линеек обучения.
"Теперь в основе программ лежит возможность выстроить индивидуальную учебную траекторию, исходя из предпочтений участника по специализации, используемым технологиям и формату обучения. В таком формате проводятся программы по направлениям информационных технологий, дизайна и маркетинга", — рассказал Александр Волчек.
В Skypro, в свою очередь, запустили направление графического дизайна, которое уже обгоняет по продажам маркетинговое направление.
Сергей Попков считает, что игроки Edtech–рынка вступают в новую фазу развития бизнеса, задача которой работать над качественным улучшением продуктов, стремясь к повышению результативности и вовлечения пользователей в процесс обучения.
"Важно формировать ожидания учащегося и управлять ими, учитывать все его возможности на старте. Так, в 2023 году важны адаптивные траектории, использование IT–инструментов для понимания того, как пользователь лучше усваивает информацию и как он быстрее достигает результата. Мы видим потенциал в построении долгосрочной поддержки клиента, начиная с обучения, заканчивая трудоустройством и дальнейшим сопровождением карьерного трека", — отметил он.
Иван Самойленко, управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency, согласен, что год для Edtech оказался непростым, но катастрофы не произошло.
"Сократился трафик в программах обучения взрослых, включая курсы иностранных языков, которые обычно наиболее популярны. Но при этом серьёзно увеличился интерес к дополнительному образованию детей, где трафик вырос на 15%. Кроме того, на неопределённость в экономике и стагнацию доходов россияне отреагировали очень прагматично: они начали искать новые ниши для получения дополнительной специальности. Рост в отдельных направлениях составлял 25%, что немало", — говорит он.
Инвестиции в сектор упали минимум на 10%, но бизнес рассчитывает на поддержку государства в связи с необходимостью пополнять резерв сотрудников в IT–сфере.
"В 2019 году направление онлайн–образования показало прирост на 30%, в 2020–м — на 35%, в 2021–м — на 45%. 2022 год также будет позитивным, хотя темпы роста могут сократиться до 5–15%. Рынок в течение 2023 года наверняка ждёт восстановление: россияне рационально полагают, что онлайн–образование даёт возможность лучше подстроиться под меняющиеся обстоятельства", — заключает Иван Самойленко.