Бензиновый отскок: биржевые цены на нефтепродукты из-за эмбарго двинулись вверх

Автор фото: Сергей Коньков
На Санкт–Петербургской международной товарно–сырьевой бирже (СПбМТСБ) 25 января был обновлён рекорд торгов нефтепродуктами. Объём сделок в этой секции за день в натуральном выражении превысил 167,7 тыс. тонн, что на 1,68% выше предыдущего максимума, зафиксированного в марте 2011 года.
Вместе с разогнавшимся объёмом торгов пошли вверх цены на нефтепродукты на внутреннем рынке, устойчиво снижавшиеся с начала января. Биржевой индекс бензина Аи–92 на территории европейской части России за период с 23 по 26 января вырос на 5% — с 32,7 тыс. до 34,4 тыс. рублей за тонну. Цена тонны бензина Аи–95, достигнув 24 января минимального с ноября прошлого года значения 37,8 тыс. рублей, к 26 января выросла на 3,9%, до 39,3 тыс. Котировки зимнего дизельного топлива с 24 по 26 января увеличились на 2,2% — с 44,9 тыс. до 45,9 тыс. рублей за тонну, при этом цены на летний дизель прибавили за тот же период 6,1%, достигнув почти 40,8 тыс. рублей за тонну.
Из–за сложностей с морской логистикой, вызванных санкциями, экспорт нефтепродуктов в Европу был затруднён почти весь прошлый год, что привело к насыщению внутреннего российского рынка нефтепродуктами и последующему спаду цен на них.
По словам зампредседателя наблюдательного совета ассоциации "Надёжный партнёр" Дмитрия Гусева, рост объёмов торгов на СПбМТСБ и потянувшийся следом рост цен объясняются нуждами российских потребителей в топливе.
"У любого дна есть какие–то разумные пределы. Все ждут снижения — цены падают. Ждут и откладывают покупки, но так или иначе их приходится делать", — объясняет аналитик.
Эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций" Евгений Миронюк отмечает, что, как ранее и прогнозировало Минэнерго РФ, спрос на топливо в целом по стране полностью удовлетворён, а рынок сбалансирован. "Предложение топлива производства российских НПЗ в течение года увеличивалось, и рост цен на бензин замедлился. Одна из причин — увеличение добычи нефти при замедлении её экспорта. Соответственно, росли поставки на внутренние НПЗ", — поясняет Евгений Миронюк.
5 февраля на российские нефтепродукты распространится эмбарго ЕС, а также начнёт действовать ценовой потолок, который вместе со странами Евросоюза поддержали государства — члены G7 и Австралия, хотя величина предельной цены пока не определена.
Как подтверждает главный аналитик "Открытие Инвестиции" по нефтегазовому сектору Алексей Кокин, после роста добычи и переработки нефти в декабре–январе часть объёмов нефтепродуктов пошла на внутренний рынок, не найдя спроса на внешнем. "Ведь экспорт основных нефтепродуктов из РФ в ЕС действительно немного снизился. По некоторым данным, в январе — на 0,2 млн барр. / сут., до 0,9 млн. Сейчас настал момент, когда потребители в ЕС увидели возможность нарастить складские запасы перед эмбарго. Это обычные для рынка колебания", — рассуждает эксперт.
Евгений Миронюк напоминает, что перед введением эмбарго на поставки российской сырой нефти по морю дисконт Urals по отношению к Brent сокращался в августе–ноябре прошлого года — импортёры формировали запасы. А расширение спреда произошло лишь непосредственно перед началом действия эмбарго.
Партнёр Strategy Partners Алексей Волостнов обращает внимание на разницу между экспортными поставками и торговлей на СПбМТСБ. "Говоря о влиянии экспортного объёма спроса на биржевые котировки внутри страны, надо учитывать тот факт, что объём внебиржевой торговли нефтепродуктами кратно выше, чем биржевые показатели. Экспортные поставки реализуются через прямые контракты с НПЗ и не имеют прямой корреляции с биржей", — замечает он.