Падение биржевых цен на бензин не уменьшит чеки на АЗС

Автор фото: Ермохин Сергей
Сложно находить плюсы в нынешней экономической ситуации, но один из них очевиден. Весь прошлый год цены на бензин держались практически на одном уровне. Моторное топливо — один из немногих товаров, которые не подорожали в прошлом году (исключение — дизель, цена на него выросла на 8%). Топлива сейчас в стране с избытком, поставлять на внешний рынок стало сложнее, а раз так, предпосылок для роста цен нет.
В этом году ситуация на розничном рынке пока не меняется. Более того, вчера биржевая цена на бензин Аи–92 упала до минимума за последние 7 лет — до 33 967 руб. / т, то есть до уровня 2016 года. Цена Аи–95 тоже снижается. Сейчас она на уровне 38 817 руб. / т. Для справки: 92–й бензин в 2016 году стоил примерно 35 рублей за литр, а 95–й — чуть выше 38 рублей. Сейчас в рознице за литр 92–го просят чуть меньше 48 рублей, 95–го — 51–52 рубля. Вроде как даже виден резерв для падения цен, однако рассчитывать, что топливо на АЗС подешевеет, не следует. Скорее, наоборот.
Во–первых, как известно, доля налогов в стоимости литра бензина доходит до 70%, а сокращения этих поступлений сейчас никто не допустит. Во–вторых, с 5 февраля 2023 года начнёт действовать эмбарго на поставки нефтепродуктов из России в страны G7 и ЕС. Хотя потолок цен ещё не объявлен, но уже сейчас эксперты прогнозируют сокращение производства нефтепродуктов в стране. В частности, на днях прозвучали оценки, что объём производства на российских НПЗ в нынешнем году может снизиться на 15%. Сокращение поставок коснётся как внешнего рынка, так и внутреннего. Ну а дальше по классике — снижение предложения при стабильном спросе приведёт к росту цены.
Пока на небольшую передышку и возможность поддержать бизнес могут рассчитывать независимые операторы рынка АЗС. Эти компании имели серьёзные проблемы в недавнем прошлом из–за быстрого роста цен на нефть и сокращения предложения на российской бирже. Компании не могли работать из–за низкой маржи и закрывались, продавая бизнес ВИНКам. Российский топливный союз, объединяющий розничных операторов, не раз обращался к премьер–министру РФ в связи со сложной ситуацией в ценообразовании на топливном рынке.
Остаётся надеяться, что вместе с независимыми игроками топливного рынка в более выгодном положении окажутся и потребители, а их расходы на бензин и дизель хотя бы не увеличатся.