Количество новых международных брендов на рынке РФ сократилось почти на 30%

Автор фото: Сергей Ермохин
Манекены с одеждой российских дизайнеров в витрине магазина в Петербурге
В течение 2022 года на российский рынок ретейла вышли только 11 международных брендов. По данным консалтинговой компании NF Group (ex. Knight Frank Russia), эти показатели на 27% ниже аналогичного периода прошлого года, когда в стране появились 15 новых ретейлеров.
Результаты свежего исследования были опубликованы в среду, 18 января. Аналитики отметили, что после начала специальной военной операции об уходе из РФ заявили 23 иностранных бренда, однако некоторые из них до сих пор работают, продавая остатки продукции на складах. Некоторые уже возобновили или только рассматривают возможность вернуться к полноценной деятельности под новыми именами.
"Так, было зафиксировано 25 "переоткрытий" под новыми брендами ретейлеров после приостановки операционной деятельности, — отмечают в компании. — Речь идёт о L'Occitane ("Л'Окситан"), "OBI" (ОБИ), McDonald's ("Вкусно и точка"), брендах Reserved, House, Cropp, Mohito и Sinsay компании LPP Group (RE, CR, M, "Син", "Хс"), CCC (Obuv), Mango и не только".
В списке международных брендов, появившихся в России в 2022 году, фигурируют ретейлеры из Китая, Турции, США, Италии, Казахстана и Узбекистана. Так, в торгово-развлекательном центре "Галерея Краснодар" появился первый магазин китайской одежды и обуви тренда Li-Ning, а спортивная одежда от китайской Anta Sports начала продаваться в читинском ТЦ "Центральный".
Тем временем в Москве в формате стрит-ретейла появился моно-бутик американской Vilhelm Parfumerie, в торговом центре "МореМолл" в Сочи был открыт первый бренд итальянской одежды Ruck&Maul, а лидирующая сеть кофеен Казахстана и Узбекистана Coffee Boom открыла первое заведение в ТРЦ "Океания" (Москва).
Самыми активными оказались представители турецкого ретейла. На сегодняшний день у турецкой марки одежды Perspective есть уже пять магазинов на территории России. Также в течение года были запущены первые магазины крупных турецких сетей EFOR, Ipekyol, Twist, Enza Home.
Региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева отмечает, что в первые месяцы прошлого года рынок демонстрировал готовность к росту и активному развитию на фоне послабления ковидных ограничений, а арендаторы показывали готовность обсуждать не только действующие, но и новые проекты.
"Это свидетельствовало об их готовности к долгосрочному планированию, однако к началу марта сегмент столкнулся с беспрецедентными трудностями на фоне приостановки работы большинства зарубежных брендов. Поэтому первую половину года рынок находился в состоянии острой неопределённости: игроки оценивали ситуацию и пытались сформировать план действий и дальнейшего развития, что замедлило выход новых ретейлеров. Несмотря на то, что с апреля наблюдается частичный ребрендинг международных компаний, первые важные перемены в структуре сегмента произошли к концу лета, когда арендодатели и арендаторы стали переходить от ожидания к принятию конкретных решений", — напоминает эксперт.
В NF Group обратили внимание, что несмотря на текущую ситуацию, некоторые российские и международные ретейлеры продолжают расширять и диверсифицировать свой бизнес на территории России.
Тем временем продовольственные ретейлеры в 2022 году, напротив, увеличили темпы открытия магазинов. Опрошенные "ДП" эксперты полагают, что развитие сетей продолжится на фоне сокращения непродовольственной розницы.
Некоторое время назад "ДП" писал, что только четверть российских компаний смогла найти новых партнёров после масштабного исхода западного бизнеса с российского рынка. При этом по данным Торгово-промышленной палаты России, антироссийские санкции затронули работу более 60% местных организаций.