Возможно, что не единственной "пташкой" стал Выборгский судостроительный завод.
Первый месяц 2023 года стартовал громкой рокировкой в судостроительной отрасли Петербурга. Совет директоров Выборгского судостроительного завода (ПАО "ВСЗ") с 9 января прекратил полномочия руководителя верфи Александра Соловьёва. Топ–менеджер ушёл досрочно: он руководил заводом с 2012 года, а в мае 2022–го совет директоров ПАО продлил его полномочия до 2027 года.
Новым руководителем верфи с 10 января стал 58–летний Алексей Рахманов — с оговоркой: временно исполняющий обязанности. Напомним, что Рахманов с 2014 года занимает пост гендиректора государственной Объединённой судостроительной корпорации (ОСК), в которую входит ВСЗ. Покидать этот пост он не будет, сообщили чуть позже в ОСК.
Там добавили, что в госкорпорации "инициированы корпоративные мероприятия, включающие передачу функций единоличных исполнительных органов в управляющую компанию". Видимо, эти перемены в системе управления и начались с Выборгской верфи.
Затем стало известно, что в ВСЗ на пост исполнительного директора назначен 46–летний Сергей Черногубовский, он также занимает пост главы департамента гражданского судостроения ОСК. Этот топ–менеджер имеет обширный опыт в судостроении, в том числе в атомном. Так, он занимался строительством атомоходов проекта 22220 на Балтийском заводе, а также возглавлял строительство атомной электростанции "Академик Ломоносов", работая в структуре Росатома.
Кадровые перестановки прошли на фоне разговоров о возможном совместном партнёрстве ОСК и Росатома в области судостроения. Напомним: прошлой осенью издание Portnews со ссылкой на источники сообщило, что петербургский Балтийский завод, имеющий компетенции в строительстве атомоходов, может стать основой этого партнёрства двух госкорпораций. Ещё раньше глава Росатома Лихачёв говорил о планах построить суперверфь в Кронштадте, развивать этот проект планировалось также совместно с ОСК в целом и с Балтийским заводом в частности.
Поэтому, возможно, назначение исполнительного директора ВСЗ связано с очередным шагом в направлении сотрудничества Росатома и ОСК. В ближайшие годы России предстоит значительно увеличить перевозку коммерческих грузов по Северному морскому пути. Портфели российских верфей заполнены заказами уже на несколько лет вперёд, строительство в зарубежных странах (Финляндии или Южной Корее) в нынешних условиях вряд ли возможно. Кроме того, текущие мощности Балтийского завода не позволят партнёрству (если таковое будет создано) прямо сейчас начать строить крупнотоннажные коммерческие суда для Арктики необходимого ледового класса. Потенциальное же строительство верфи на Котлине — очевидно, проект как минимум среднесрочной перспективы. В этой связи можно предположить, что ВСЗ может также стать участником этого потенциального партнёрства Росатома и ОСК.
Вместе с тем у изменения системы корпоративного управления ОСК могут быть и другие причины. Её выстраивание часто связано с процессом, когда полномочия единоличного исполнительного органа передаются управляющей организации: таким образом создаётся единый центр принятия решений. Это довольно распространённый и эффективный инструмент, и обычно изменение корпоративной структуры проводят равномерно и одновременно по всем компаниям, говорит адвокат Балтийской коллегии адвокатов имени Анатолия Собчака Елена Менде. Но можно предположить, что в данной ситуации корпоративные изменения связаны с санкционным давлением, под которым находится ОСК и её "дочки", и с необходимостью "закрыть информацию" об органах управления, рассуждает она. Частично раскрытие данных этих компаний уже ограничено законодательством, но, возможно, руководство — с учётом стратегической сферы деятельности компаний — видит целесообразность усиления работы в этом направлении и хочет исключить раскрытие информации о физических лицах, принимающих решения.
"При этом на первый взгляд корпоративные действия проводятся в спешке. С учётом того, что согласно уставу ВСЗ вопрос передачи полномочий управляющей организации относится к компетенции общего собрания акционеров (которое даже не созвано), рекомендации совета директоров по данному вопросу также не даны. На этом фоне досрочное прекращение полномочий генерального директора не выглядит органично", — резюмирует Елена Менде.
Выборгский судостроительный завод в последние несколько лет показывает убытки.