06:5910 января 202306:59
13204просмотров
06:5910 января 2023
Москва и Петербург традиционно находятся среди лидеров в стране по государственно-частному партнёрству. По разным оценкам, на два города приходится уже до 1,5 трлн рублей, привлечённых по схемам ГЧП.
Госэкспертиза в сентябре 2022 года выдала положительное заключение по проекту строительства трамвайной линии в Славянку в Петербурге. Объём частных инвестиций в проект оценивается в 25,9 млрд рублей.
В 2023 году новая автодорога должна открыться в Москве. Это северный дублёр Кутузовского проспекта, который свяжет МКАД и Москва–Сити, вписавшись в создаваемый каркас выделенных платных дорог столицы. Инвестиции превысят 60 млрд рублей.
Оба проекта объединяет то, что они реализуются по схеме концессии — одной из разновидностей ГЧП. Пионером такой формы взаимодействия власти и бизнеса в России стала Москва. В 1998 году немецкая компания SHW Holter Wassertechnik построила станцию аэрации в Южном Бутово, которую эксплуатировала в течение 12,5 года, после чего передала городу. А петербургский ГЧП-проект строительства Западного скоростного диаметра стоимостью более 200 млрд рублей долгое время был самым дорогим не только в России, но и в мире.
Минэкономразвития ежегодно публикует рейтинг регионов по уровню развития ГЧП. Москва и Петербург традиционно присутствуют в топе, хотя конкуренция год от года растёт. В последнем рейтинге столица на втором месте, город на Неве — пятый.
По данным платформы "Росинфра", Москва сейчас реализует 68 ГЧП-проектов с общим объёмом инвестиций более 600 млрд рублей, из которых почти все средства частные.
"Москву отличает сравнительно более широкая палитра форм ГЧП, чем в большинстве других регионов. Лишь восемь проектов на 96 млрд рублей реализуются в рамках концессионных соглашений и соглашений о ГЧП, а остальные — в различных формах квази-ГЧП, из которых наиболее значимы для Москвы офсетные контракты в промышленной сфере и контракты жизненного цикла в сфере транспорта", — рассказывают в Национальном центре ГЧП.
В Петербурге реализуются 24 ГЧП-проекта с общим объёмом инвестиций 501,2 млрд рублей, из которых 383,5 млрд — частные средства. В следующем году Петербург может догнать Москву по денежному наполнению заключённых ГЧП-соглашений. Город планирует заключить контракт на строительство Широтной магистрали скоростного движения стоимостью около 200 млрд рублей.
ГЧП должно стать рутинным инструментом для решения в том числе и локальных задач.
“
"Помимо крупных проектов, которые, безусловно, требуют индивидуального подхода к инвестору, мы в работе наблюдаем и тенденцию к стандартизации ГЧП-проектов. Это в первую очередь касается социальной инфраструктуры, например строительства школ по концессии, а также сферы туризма. Именно в этой нише возможен запуск целого пула проектов, и для этого требуется стандартизация", — говорят в комитете по инвестициям Петербурга.
Управляющий партнёр компании "Качкин и партнёры" Денис Качкин полагает, что именно Петербург в большей степени заинтересован в ГЧП. "Сам механизм государственно-частного партнёрства оправдан в условиях здорового бюджетного дефицита; как правило, власти желают реализовать инфраструктурный проект, но не имеют такой возможности “в моменте”. А когда у тебя профицитный бюджет, как в Москве, и ты не знаешь, чего бы ещё пожелать, такие сложные и долгие механизмы, как концессии, становятся скорее обременением, а не пользой. В Петербурге иная ситуация — запросов на обновление инфраструктуры много, а денег не хватает", — поясняет эксперт.
В Национальном центре ГЧП уверены, что формат государственно-частного партнёрства будет развиваться в ближайшем будущем ещё активнее.
При поддержке Тинькофф Бизнес