Сеть банковских отделений в Петербурге за год сократилась на 5%

Автор фото: Александр Щербак/ТАСС
В уходящем году Петербург покинули шесть банков, в том числе по причинам отзыва лицензии или после поглощения другими кредитными организациями. Закрылось 39 отделений. Один петербургский банк сменил адрес регистрации своего головного офиса на Московскую область.
Вместе с тем город на Неве для базирования своего центрального офиса выбрала небанковская кредитная организация (РНКО). И новые отделения открыли два региональных банка.
На 20 декабря, по данным ЦБ РФ, в Петербурге работало 907 банковских офисов, из них 21 — головной. Для сравнения: на начало января текущего года их было 946, а в декабре 2019–го — 1143 отделения. С весны текущего года регулятор облегчил финансистам процесс регистрации точек обслуживания, убрав из классификации различные форматы обслуживания в виде кредитно–кассовых или оперофисов. Теперь у банкиров есть только три формы: головной, филиал или дополнительный оперофис.
Под конец года на месте одного из бывших отделений банка "Таврический" открылся офис Камкомбанка из Набережных Челнов (на 1 января 2022 года по размеру активов занимал 226–е место по версии Интерфакса).
Кредитная организация контролируется отцом и сыном Гараевыми (по последним раскрываемым данным на 17 декабря 2021 года). Отец Зуфар с 2015 года является председателем правления АК Барс банка (20–е место в РФ). И он же является учредителем ООО "Палп инвест", которое в октябре 2022 года выкупило за $420 млн у американской Sylvamo Corporation производителя офисной бумаги SvetoCopy из Светогорска.
В сентябре в Петербурге появилась ещё одна кредитная организация из Республики Татарстан, коммерческий банк экономического развития "Банк Казани" (КБЭР БК). По размеру активов он занимает 162–е место в стране, среди совладельцев — мэрия Казани. Таким образом, на сегодня из 13 татарских банков в Петербурге работают уже три, два из которых появились за последние 4 месяца.
Не удалось закрепиться в Петербурге ставшему в 2021 году казахстанским Азиатско–Тихоокеанскому банку (АТБ). В городе работало одно отделение Квант мобайл банка (КМБ, в прошлом Плюс банк). После того как летом текущего года его поглотил АТБ, местный офис КМБ сменил вывеску на АТБ. И уже в октябре единственное отделение было закрыто навсегда (см. "ДП" №111 от 14.10.2022).
Как сообщили в пресс–службе кредитной организации, миссия АТБ — развивать восток России, поэтому поддержка единственного отделения в многомиллионном Петербурге не соответствовала стратегии банка. Однако менеджмент всё ещё не предоставил сведения в ЦБ РФ о прекращении работы в городе: в статистике регулятора у банка в Петербурге всё ещё значатся два офиса, остатки от поглощённого и самого АТБ.
Формально из Петербурга уехал Витабанк, сменивший собственников в феврале 2022 года. Однако он оставил в городе работать один дополнительный офис. Из–за отзыва лицензии у астраханского Консервативного коммерческого банка (ККБ), который был расчётным для платёжной системы WebMoney, жители Петербурга потеряли всего одно отделение.
Банк "Восточный", окончательно присоединённый к Совкомбанку в феврале 2022 года, имел одно отделение. РГС–банк, поглощённый в мае 2022 года ФК "Открытие", был представлен двумя офисами.
Наиболее заметное сокращение сети — сразу на 16 точек обслуживания — произвёл Сбербанк, причём две трети от этого количества были закрыты в ноябре–декабре. Половину своей сети, одно из двух отделений, закрыл банк "Объединённый капитал". Почти половину — "Викинг" (два из пяти), четверть — Почта банк (два из восьми). Другие проводили так называемую "техническую" оптимизацию сети, закрывая по одному–два офиса, что не сильно затрагивало общий уровень их представленности в Петербурге.
"Цифровизация привела к тому, что банки сокращают своё присутствие в офлайне не только на Невском проспекте, но и в целом по городу. Эта тенденция развивается на протяжении последних 3 лет", — говорит Анна Лапченко, руководитель отдела торговой недвижимости NF Group в Петербурге. При этом все опрошенные "ДП" финансисты отмечают, что темп сокращения банковских отделений замедлился.
"Клиенты корпоративного банка, которые ориентируются на обслуживание бизнеса, нуждаются в диалоге, в помощи при подборе оптимального финансового решения, — рассуждает Анатолий Вожов, заместитель председателя правления Росдорбанка. — Индивидуальный подход невозможно обеспечить без личного контакта. Рынку нужны разные банки и разные форматы обслуживания. Главное — соблюсти баланс спроса и предложения".
"В этом году клиенты почувствовали потребность именно в офлайн–офисах. Некоторые операции теперь можно провести только в отделении, поэтому “физические” отделения банков будут востребованы", — считает Наталья Тутова, заместитель председателя правления банка "Зенит".
"Несмотря на развитие технологий и каналов дистанционного взаимодействия, в среднесрочной перспективе офисы останутся, поскольку полностью дистанционное обслуживание — это своего рода нишевой продукт, которым готовы и могут воспользоваться далеко не все клиенты", — резюмирует Галина Ванчикова, президент — председатель правления банка СИАБ.
Меняя структуру сети, открывая и закрывая офисы, мы руководствуемся целым рядом факторов и показателей, в том числе комплексом альтернативных сервисов, которые банк предлагает для совершения всех привычных банковских операций без посещения отделения. По нашей оценке, сейчас около 74% клиентов являются активными пользователями дистанционных сервисов, причём 90% новых пользуются мобильным приложением. Согласно статистике, более 50% кредитов, порядка 46% срочных депозитов и 76% сберегательных счетов оформляются онлайн. При этом мы понимаем, что отделения банка тоже важны, например для получения консультации по сложным финансовым вопросам.
Денис Колов
Директор территориального офиса Росбанка в Санкт–Петербурге
Несмотря на активное развитие цифровых технологий и их проникновение во все сферы жизни, отказаться от офлайн–офисов у банков не получится. Именно здесь происходит первичная верификация клиента, без которой доступ в интернет–банк невозможен. Есть и другие операции, которые проводятся в очном режиме: кассовые, оформление нестандартных справок и доверенностей, переводы на крупные суммы или в иностранной валюте, оформление и сопровождение сделок с недвижимостью, кредитных договоров, аренда сейфовых ячеек, и это не полный список. Все банки на регулярной основе проводят оптимизацию своих точек продаж, и, если анализ выявляет неэффективные офисы, они закрываются.
Ольга Драгомирецкая
Исполнительный вице–президент — управляющий филиалом Газпромбанка