Наконец–то. Свершилось. Тайное стало явным. Начиная с весны аналитики гадали, что происходит с петербургским бюджетом. Он не просто рос как на дрожжах — буквально разбухал от "лишних" денег. Уже к 1 мая, то есть за 4 месяца, казна заработала 437,6 млрд рублей — 49% от годового плана. Когда такое было? Никогда. И вот год подходит к концу, а доходы превысили 1 трлн. Это та самая планка, которую ставил своим подчинённым губернатор Александр Беглов уже давно. Но срок её достижения был более консервативным — 2024 год.
И всё бы ничего, если бы не внешний фон. А промежуточные результаты происходящего в экономике Петербурга таковы: нулевая динамика промышленного производства начиная с лета, 4%–ное снижение реальной начисляемой заработной платы, 8%–ное уменьшение инвестиций в основной капитал, 11%–ное падение оборотов розничной торговли. И так далее, и так далее.
"ДП" не раз обращался к городским чиновникам с просьбой объяснить, откуда вдруг такой пир во время чумы. Но их ответы были крайне уклончивы. "Мало кто верил в наши планы, но мы смогли — на 2 года раньше запланированного срока. Ленинградцы, петербуржцы исторически совершают невозможное", — сказал недавно Александр Беглов. Не столь пафосно, но столь же "конкретно" объясняли сверхдоходы вице–губернатор Алексей Корабельников и председатель комитета финансов Светлана Енилина.
Задавая вопросы чиновникам, мы знали ответ. И не виним их, ведь есть понятие "налоговая тайна". А ответ простой: "Газпром", зарегистрировавшийся прошлым летом в Северной столице, начал платить налог на прибыль именно в петербургскую казну. Оставалось лишь получить подтверждение.
И вот вчера на Петербургском налоговом форуме Карен Оганян, начальник департамента 822 "Газпрома" (забавное название, правда?), поздравил Алексея Корабельникова с достижением "исторической цифры доходов — 1 трлн". И добавил: "Одна пятая этих поступлений — это поступления “Газпрома”".
Секрет Полишинеля раскрыт. Но зародилась тревога. Такой прибыли, как прежде, у "Газпрома" не будет ещё довольно долго, ведь "отвалился" западный рынок сбыта, правительство резко увеличило НДПИ и т. д. Собственно, именно поэтому городской бюджет — 2023 по доходам ниже нынешнего. Главная задача теперь — скорее отстоять завоёванный рубеж, чем планировать новые.