Меньшее из зол: западные санкции изменили рынок госзакупок в России

Автор фото: Коньков Сергей

Международные санкции привели к определённой трансформации рынка госзакупок. Их влияние сохранится и в следующем году, предупреждают эксперты.

Рынок госзакупок, несмотря на все пертурбации, остаётся привлекательным для бизнеса, о чём свидетельствует хотя бы осенняя баталия двух крупных стройкомпаний Северной столицы — ООО "Проектно–строительное бюро “Жилстрой”" и АО "Производственное объединение “Возрождение”". Интересы этих двух предприятий, как ранее писал "ДП", столкнулись на крупной закупке: Государственный музей истории Петербурга выставил заявку на ремонтно–реставрационные работы гранитных фасадов ограды Петропавловской крепости за 1,36 млрд рублей.
В ходе соперничества были и жалобы в антимонопольное ведомство, и иски в арбитраж, но в итоге в октябре победа досталась ПСБ "Жилстрой", с которым музей и заключил госконтракт.
Основной набор наиболее распространённых нарушений в сфере госзакупок остаётся неизменным. Как и прежде, в закупочной документации встречаются огрехи — к примеру, включаются необоснованные критерии оценки, а также ошибки в формировании предмета закупки, необоснованные дополнительные требования к участникам. Кроме того, госзаказчикам случается нарушать порядок оценки заявок претендентов.
Эти наблюдения подтверждаются и позицией Казначейства России, выпустившего недавно обзор недостатков и нарушений в госзакупках на региональных и федеральных рынках за первое полугодие. Так, большинство ошибок региональные госзаказчики совершают уже при исполнении контрактов. Это приёмка товаров, работ и услуг, не отвечающих требованиям контракта, задержка оплаты по контракту или же использование продукции не по назначению.
Среди ошибок на рынке федеральных закупок можно отметить применение неверной цифровой информации для определения начальной максимальной цены, а при исполнении контрактов — принятие некачественных работ и расходных материалов с истёкшим сроком годности.
"На данный момент не усматривается какой–либо новой тенденции в числе нарушений в области госзаказа, связанных с текущей геополитической обстановкой", — говорит Альберт Трофимов, старший юрист Versus.legal.

Продолжая традицию

Бизнес при исполнении госконтрактов также допускает огрехи, и они тоже не отличаются новизной. Подрядчики, к примеру, включали в заявку недостоверные или неточные сведения. А получив контракт, внезапно и немотивированно отказывались от его исполнения или же исполняли, но не соблюдая при этом его условий. Просрочка исполнения обязательств или нарушения по качеству товаров, работ и услуг — всё это тоже присутствует в списке недочётов работы подрядчиков.
В качестве примера можно привести недавнее решение Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти, повод к которому дала госзакупка Северо–Западного государственного медуниверситета им. И. И. Мечникова на оказание охранных услуг с начальной ценой 20,5 млн рублей. ЧОП "Пересвет–СБ" из Смоленска получило этот госконтракт, сбив цену на 40%. 1 августа стороны подписали контракт, но уже 16 августа вуз в одностороннем порядке его расторг, пожаловался в УФАС, которое внесло ЧОП в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Как следует из материалов дела, "Пересвет–СБ" не стал исполнять контракт, что и привело к его расторжению. ЧОП оспорило решение УФАС в арбитраже, но безуспешно.
Однако в некоторых случаях государство реагирует на огрехи бизнеса излишне жёстко, считают эксперты. Санкт–Петербургским УФАС включено в РНП ООО "Имбиан Лаб", крупнейший в России производитель медицинских тестов, который не успел подписать контракт с Национальным медицинским исследовательским центром им. В. А. Алмазова (Петербург). Произошло это потому, что ответственный сотрудник в рамках мобилизации находился в военкомате и физически не мог подписать контракт. "Имбиан Лаб" обжаловал решение в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти, процесс пока не завершён. Добавим, что внесение компании в РНП закрывает ей дорогу к рынку госзакупок — как правило, на 2 года.

С оглядкой на заграницу

Ключевым фактором, повлиявшим в целом на рынок госзакупок, стали международные санкции. Разрыв логистических и финансовых цепочек, отказ иностранных контрагентов от сотрудничества с российскими партнёрами, исход иностранных компаний поставили под угрозу исполнение госконтрактов, прямо или опосредованно связанных с импортом.
"Страх у многих крупных поставщиков вызывали также адресные санкции к некоторым компаниям из госсектора, с которыми бизнесмены сотрудничали в рамках закупок по 44–ФЗ и 223–ФЗ, — ведь “теневые” санкции при расчётах в долларах могли лечь и на таких поставщиков, тем более что из единой информационной системы закупок видно, кто победитель того или иного тендера", — говорит Артём Константинов, руководитель практики "Антимонопольное право и государственный заказ" юридической фирмы "Лемчик, Крупский и партнёры".
Однако правительство достаточно оперативно отреагировало на вызовы, приняв в ответ ряд нормативно–законодательных актов. "Были реализованы существенные послабления для сторон госзаказа: к примеру, дополнены основания для изменения существенных условий контракта", — отмечает Альберт Трофимов.
Например, в марте правительство РФ разрешило заказчикам и госбанкам, контролирующие лица которых попали под санкции, не размещать никаких сведений о своём участии в госзакупках на сайте ЕИС. Все закупки таких заказчиков перевели в закрытый режим с адресным приглашением поставщиков.
"Безусловно, такие ограничительные меры не могли не повлиять на конкуренцию на рынке, и потому зачастую мы могли видеть определённые злоупотребления со стороны заказчиков, а также несущественное снижение цен. Тем не менее, полагаю, данный механизм, как меньшее из зол, на настоящий момент оправдан", — считает Артём Константинов.
"Принятые послабления стоит оценить как оказывающие позитивное влияние на стороны контрактов, поскольку позволяют разрешить ряд сложных вопросов. В то же время исполнителям контрактов приходится становиться всё более творческими, а заказчикам — прозорливыми", — добавляет Альберт Трофимов.
По мнению опрошенных "ДП" экспертов, влияние международных санкций на рынок госзакупок сохранится и в следующем году.
По окончании I квартала этого года заказчики и исполнители уже были более подготовлены к сложившейся ситуации и старались избегать включения в условия контракта объективно невыполнимых или сложно выполнимых положений в части как предмета контракта, так и сроков его исполнения. Бизнесу же ничего не осталось, кроме как проявлять чудеса эквилибристики, — кто склады заполнял впрок, кто срочно искал аналоги, новые каналы поставки, новых поставщиков и производителей. Российский бизнес вообще удивительно адаптивен — казалось бы, ситуация патовая, а нет, выкручиваемся.
Елена Рыбальченко
советник юридической фирмы BGP Litigation
Каких–либо серьёзных мер поддержки от правительства или кардинального изменения практики нет. Государство требует исполнения заключённых госконтрактов, апеллируя к тому, что изменение цен — это риски предпринимателя. Заключённый контракт может быть прекращён, если поставщик сможет доказать невозможность исполнения контракта, а не его убыточность. Учитывая данную ситуацию — невыгодность исполнения и высокие риски убытков — в получении контрактов заинтересованы преимущественно структуры, имеющие административный ресурс.
Анна Коняева
управляющий партнёр юридической компании CPO Group