Нужны передовые практики

Сегодня развитие высшей технической школы и наукоёмких производств в России особенно актуально, так как помогает насыщать высококлассными кадрами передовые промышленные отрасли

О том, как это происходит на практике, "ДП" рассказал декан факультета цифровых промышленных технологий, заведующий кафедрой киберфизических систем Санкт–Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ), доцент, к.т.н. Антон Жиленков.

Как развитию передовой инженерной школы и вашей лаборатории помогают, в частности, выделяемые гранты?

— В первую очередь они позволяют с самого старта программы осуществить создание специальных образовательных пространств, оснащённых по последнему слову техники, для наиболее эффективной подготовки инженера нового поколения. А также для привлечения ведущих специалистов, имеющих опыт работы на передовых производствах. Заинтересовать и удержать их в инженерной школе можно как раз при помощи грантовой системы. То же самое касается и поддержки талантливой молодёжи — гранты позволяют оплачивать стажировки и практики. Пока мы не перешли в полной мере к стадии коммерциализации результатов нашей работы, такая поддержка актуальна.

Ваши наставники — обязательно выпускники СПбГМТУ?

— Не обязательно, но крайне сложно найти высококлассного специалиста в области кораблестроения, который не является выпускником Корабелки. С другой стороны, технологии развиваются, появляются новые направления, а многие актуальные разработки требуют исследований и знаний на пересечении нескольких областей науки. Поэтому в первую очередь наставниками должны быть ведущие специалисты в своей области. Сегодня наш университет вышел за рамки кузницы кадров для судостроения — мы стали вузом, который участвует в развитии многих высокотехнологичных отраслей, и, осваивая роль технологического драйвера, мы получаем и новые места, которые нам ещё надо обеспечить своими выпускниками — наставниками в будущем.

Ведётся ли сотрудничество с другими научными и образовательными центрами, может, идёт обмен практиками?

— Да, конечно. Все последние программы развития, в которых мы участвуем, направлены на трансформацию университета. Это требует честного анализа своего состояния, выявления внутренних недоработок, оценки рисков, поиска точек роста и эффективных инструментов развития. Обмен лучшими практиками и методиками, привлечение высококлассных специалистов, поиск новых мест для стажировок наших студентов необходимы. Надо отметить, что наше участие в таких крупномасштабных программах, как "Приоритет–2030" и Научный центр мирового уровня (НЦМУ), позволило нам буквально за несколько лет развить эффективную и мощную сеть, простирающуюся далеко за пределы России и связывающую СПбГМТУ со множеством научных и образовательных организаций практически по всему миру. Также можно упомянуть наш консорциум "Морские приоритеты", основу которого составляют ведущие научные, образовательные организации, представители промышленности со всей нашей страны.

Какие проекты реализуются в вашей лаборатории, идёт ли сотрудничество с нашими судостроительными предприятиями, по каким направлениям?

— Мы занимаемся разработкой и созданием систем моделирования движения судна и интеллектуальных систем управления. Для получения инновационного продукта здесь без привлечения ведущих специалистов из различных областей не обойтись. В нашем случае это профессионалы в сфере имитационного моделирования, гидромеханики, автоматического управления и искусственного интеллекта. Учёные университета разрабатывают и будут коммерциализировать собственное навигационное и тренажёрное оборудование, включая специализированное ПО. Мы наблюдаем неудовлетворённый спрос и востребованность импортозамещения в этой критически важной области. У нас достаточно компетенций, чтобы предложить достойную продукцию и поставить отрасли высококлассных инженеров.