Дело не на один миллиард: как воссоздать храм и сохранить метро

Автор фото: Сергей Ермохин

Проект возвращения церкви Успения Пресвятой Богородицы на Сенную площадь пока не может сдвинуться с места, так как связан с переносом вестибюля метро и требует колоссальных затрат.

Стоит отметить, что идея воссоздания Спаса на Сенной (ещё одно название утраченной доминанты), в отличие от ряда других некогда разрушенных памятников архитектуры, была единогласно поддержана и профессиональным сообществом, и городскими активистами. Но без помощи властей и жертвователей здесь никак не обойтись — о слишком серьёзных вложениях идёт речь. Об этом, а также о сложностях реализации проекта эксперты говорили на круглом столе, организованном Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры Петербурга (Фонд) и петербургским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

Что утрачено

Храм строился с 1753-го по 1765 год в непосредственной близости от площади, получившей своё название от находившегося здесь рынка, где торговали сеном. Доподлинно не известно, кто стал архитектором объекта — Бартоломео Растрелли или Андрей Квасов. Но ввиду монументальности форм участие первого зодчего экспертами не исключается. Величественный Спас на Сенной являлся памятником позднего барокко.
Однако в течение XIX века из-за некачественно проведённых строительных работ здание церкви претерпело ряд изменений и в итоге утратило своё первоначальное стилистическое единство. Сохранились сведения, что храм украшал высокий вызолоченный иконостас в стиле барокко с иконами середины XVIII века, который считался одним из лучших в столице. В 1920-е годы из церкви изъяли практически все ценности, а в 1961-м её и вовсе взорвали. И уже через два года здесь появился вестибюль станции метро "Сенная площадь", который частично заступает на место, где был исторический фундамент святыни.
Именно это обстоятельство и стало камнем преткновения для воссоздания храма. Хотя разрешающая строительство документация уже есть: приход Спаса на Сенной создали ещё в 2011 году, тогда же он получил документ, допускающий восстановление церкви в границах исторического участка площадью 2,9 тыс. м2 и вместимостью 1000 человек.

Пути решения

Сегодня существует несколько концепций, как это реализовать. По словам юриста прихода Анастасии Жуковой, одна из них предусматривает объединение вестибюлей "Спасской" и "Сенной", что освободит необходимый угол, вторая — поэтапное воссоздание: сначала возводится колокольня и зимняя часть с трапезной, не затрагивая угол с метро, затем — сам храм.
Последний вариант даёт больше времени, чтобы решить вопрос с переносом вестибюля, но и у такого предложения есть ряд контраргументов. Один из основных состоит в том, что процесс может сильно затянуться, или перенестись на неопределённое время. В городском же комитете по охране памятников (КГИОП), опасаются создать некий прецедент, после чего частичное воссоздание некогда утраченных доминант может войти в практику.
Что касается организации единого пространства двух станций с общими кассами и пассажирской зоной, то, по мнению начальника архитектурно-строительного отдела ОАО "Ленметрогипротранс" Дмитрия Бойцова, такая возможность есть при условии сохранения зоны стыковки с эскалаторами. Для этого необходимо "опустить" надземную часть "Сенной" до уровня земли.
Кроме того, как отметил главный инженер "Петербургского метрополитена" Андрей Спиркин, рассматривались, поимо всего прочего, варианты обустройства вестибюля под землёй, а также его совмещения с ансамблем церкви. Главное — добиться комплексного решения и понимания, к чему всё идёт. Чтобы в случае "этапности", первая часть не препятствовала второй.

Вопрос цены

В любом случае, чтобы производить такие серьёзные работы на одной из самых загруженных станций Петербурга, нужны серьёзные финансовые вложения, в том числе касающиеся переноса инженерных коммуникаций оттуда, где предполагается строительство. По замечанию председателя СПбГО ВООПИиК Антона Иванова, таких средств у города нет, а значит, нужны спонсоры.
К слову, член попечительского совета Фонда Анна Хмелева только объём инвестиций в решение вопроса с метро оценила в 2,5 млрд рублей, которые на практике могут вырасти до 3–4 млрд. Примерно в эту же сумму, по мнению экспертов, может обойтись и воссоздание храма.
"У нас более 30 объектов по всей стране, но при этом не было ещё проектов с таким объёмом затрат, — подчеркнула Анна Хмелева. — Единолично это не вытянуть никакому фонду, и нашему в частности. Но мы совершенно точно готовы подключиться к взаимодействию с городом, консолидировать усилия властей, бизнеса и жертвователей, создать некий попечительский совет по воссозданию Спаса на Сенной".

Храму быть

О том, что в своё время уничтожение церкви Успения Пресвятой Богородицы нанесло непоправимый ущерб не только ансамблю Сенной площади, но и градостроительной структуре в целом, не раз говорили и писатели, и архитекторы, и даже некоторые политические деятели советского периода. Так, однажды на встрече с ленинградцами художник Илья Глазунов сказал, что после взрыва этого храма на "лице" города не осталось "носа". Аналогичного мнения придерживается в наши дни руководитель архитектурного бюро "Студия 44" Никита Явейн. "Сенной без церкви нет, это пятно без лица, утрата части истории, — считает он. — Сегодня в городе сложился консенсус относительно воссоздания храма, по крайней мере, в окружающей меня архитектурной среде".
Идею вернуть святыню на место поддерживают также вице-президент и президент Санкт-Петербургского союза архитекторов Михаил Мамошин и Владимир Григорьев. По словам последнего, конечной целью надо иметь полное воссоздание храма с уходом вестибюля под землю, вплоть до реконструкции эскалаторного хода.
Однако, как верно заметила Анна Хмелёва, сейчас очень многое будет зависеть от позиции города и метрополитена. Только тогда уже можно обсуждать возможные варианты действий более предметно. В первую очередь, предстоит решить вопрос с метрополитеном и КРТИ о дальнейшей судьбе вестибюля и включения проекта по воссозданию храма в программу реконструкции площади целиком. "Этим должна заняться инициативная группа, в которую мы готовы войти наряду с представителями архитектурного и экспертного сообщества. Чем больше специалистов соберётся в совете — тем лучше. Можно начать восстанавливать хотя бы часть, сохраняя при этом комплексный подход ко всей территории", — предложила г-жа Хмелёва.
И для этого первым шагом будет собрать попечительский совет. По данному вопросу Фонд готов оказать полное содействие. В свою очередь, представители ВООПИиК предложили инициировать встречу с профильным вице-губернатором Санкт-Петербурга Николаем Линченко, чтобы обсудить все нюансы воссоздания Спаса на Сенной.