В Пулково намерены вернуть международный трафик за счёт новых направлений

Автор фото: Сергей Ермохин

Пассажиропоток в Пулково за счёт внутренних рейсов удаётся поддерживать на уровне 2021 года, но международный трафик после пика пандемии так и не вернулся.

По итогам 10 месяцев 2022 года пассажиропоток в петербургском аэропорту Пулково составил 15,5 млн человек, что на 1,3% выше показателя аналогичного периода прошлого года (15,3 млн). Показателями работы делится управляющая компания аэровокзала — ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС). Большая часть обслуженных пассажиров пришлась на внутренние рейсы — 13,5 млн человек, или 87% общего пассажиропотока.
На международных линиях в Пулково в январе–октябре обслужили 2 млн клиентов. Примерно столько же, сколько за тот же отрезок 2021 года, и на 70% меньше, чем в доковидном 2019–м. За время с начала пандемии соотношение пассажиропотоков на внутренних и международных рейсах изменилось. В рассматриваемый интервал 2019 года через Пулково прошли 16,8 млн человек, из которых летели международными рейсами 6,6 млн — 39% от общего числа. На сегодняшний день их доля сократилась до 13%.
Самыми востребованными направлениями для вылета из Пулково в этом году стали Турция, ОАЭ, Египет, Беларусь и другие страны СНГ. В 2019 году в пятёрке наиболее популярных маршрутов после Анталии и Минска значились немецкие Франкфурт–на–Майне и Мюнхен, а также кипрский курорт Ларнака.
Год назад предсказывалось, что отмена коронавирусных ограничений и постепенное открытие границ поспособствуют возвращению трансграничных перелётов в Пулково, но, как видно, начало спецоперации на Украине и закрытие неба над странами Европы отложили это на неопределённый срок. Однако, как отмечают представители оператора аэропорта, перечень направлений сейчас развивается за счёт рынков Азии и Ближнего Востока.
"Аэропорт прорабатывает возможность запуска новых рейсов в страны Ближнего Востока, Северной Африки, Восточной и Юго–Восточной Азии, Латинской Америки и СНГ. Развитию международной маршрутной сети будут способствовать либерализация двусторонних соглашений о воздушном сообщении, которая приведёт к росту конкуренции и качества перевозок и снижению цен, упрощение визового режима с дружественными странами и комплексный подход к продвижению зарубежных направлений совместно с авиакомпаниями, туристическими агентствами и при поддержке государства", — сообщили "ДП" в пресс–службе ВВСС.

Зона просевшей торговли

Падение пассажирского трафика в международной зоне Пулково, естественно, сказалось не самым лучшим образом на бизнесе в зоне беспошлинной торговли, однако оценить потери по открытым источникам получается только примерно из–за смены управляющей компании бутиков duty free в петербургском аэропорту.
Дело в том, что, судя по реестру владельцев магазинов беспошлинной торговли, долгие годы главным (а в середине 2019 года уже и единственным) оператором сети duty free в Пулково было ЗАО "Ленрианта" с 10 точками. К концу 2020 году количество объектов сократилось до восьми, а на данный момент ими управляет уже новое предприятие — ООО "Регстаэр–СП", зарегистрированное, по данным Rusprofile, в марте 2019 года. ЗАО "Ленрианта" же ликвидировано в июне 2022–го. Однако, сопоставляя данные двух компаний, всё–таки можно сделать выводы. И они малоприятны.
В 2017 году выручка ЗАО "Ленрианта" составила 2,77 млрд рублей. В 2018–м показатель подрос до 3,2 млрд рублей, а в 2019–м незначительно снизился — до 3,1 млрд. При этом в последнем без масштабных ограничений 2019 году компания впервые за несколько лет вышла в плюс с прибылью 60 млн рублей. За два предшествующих года суммарный чистый убыток превысил 200 млн рублей.
"Ленрианта" фактически управляла бутиками duty free в Пулково и в 2020 году. И за этот период, по тем же данным Rusprofile, выручка компании по сравнению с 2019 годом упала более чем в 3 раза — до 921,6 млн рублей. Чистый убыток составил почти 765 млн рублей. Новому оператору — "Регстаэр–СП", который в 2021 году уже руководил большей частью бизнеса, по итогам 2021 года удалось добиться выручки 1,7 млрд, но IV квартал в итоге оказался завершён с чистым убытком 2,3 млн рублей.
Стоит отметить, что смена юридических лиц оператора магазинов в Пулково была скорее технической. ООО "Регстаэр–СП" через кипрскую компанию на 100% принадлежит швейцарской сети Dufry — крупнейшему мировому оператору магазинов duty free. ЗАО "Ленрианта" также полностью принадлежало швейцарскому гиганту, во владении которого остаются операторы бутиков в Шереметьево (ООО "Регстаэр), Внуково (ООО "Регстаэр–М") и других аэропортах России.
В то же время в ВВСС отмечают, что неавиационной стороне бизнеса Пулково удаётся сохранять федеральные и европейские бренды, в частности в ресторанном секторе. "В терминале реализована современная концепция фуд–маркета с аутентичными продуктами и присутствием сильнейших ресторанных брендов, таких как Stroganoff Group, Ginza Project и Verle", — утверждают в пресс–службе оператора аэропорта.

Цифры падают

И если аэропорту Пулково в среднем удаётся удерживать пассажиров, то непосредственно авиаперевозчики так или иначе теряют клиентов. Замглавы Минтранса РФ Игорь Чалик 31 октября сообщил журналистам, что за 10 месяцев 2022 года авиакомпании страны перевезли 80 млн человек. Это на 15% ниже показателя в 94,6 млн пассажиров, достигнутого за аналогичный отрезок прошлого года, если опираться на данные Росавиации за тот же период.
Ежемесячно публиковать официальную статистику Росавиация прекратила после обострения международной обстановки в феврале этого года. Однако по утечкам, которые приводит профильный телеграм–канал "Авиаторщина", за минувший октябрь российские авиалинии обслужили 8,25 млн пассажиров, что на четверть меньше результата октября 2021 года.
Вместе с этим у всех перевозчиков из топ–5 падают результаты. "Аэрофлот" за октябрь перевёз 1,78 млн пассажиров, что на 15,9% ниже результатов того же месяца прошлого года, S7 Airlines обслужила почти 1,32 млн человек, потеряв 14,9% потока год к году. Лоукостер "Победа" перевёз чуть более 1 млн пассажиров (–22,8%), "Уральские авиалинии" — 740 тыс. человек (–14,8%).
Самые ощутимые потери — у петербургской "дочки" "Аэрофлота" авиакомпании "Россия", эксплуатирующей в основном отечественные Sukhoi Superjet. Перевозчик обслужил 673 тыс. человек, что более чем на треть ниже результата прошлого октября.