Заказчик рыболовных траулеров предъявил "Пелле" иск на 824 млн рублей

Автор фото: pellaship.ru
Головное судно проекта 03095 спущено на воду, но вряд ли будет передано заказчику.

"Мурмансельдь 2", по–видимому, откажется от строительства на "Пелле" серии рыболовных траулеров.

Ленинградский судостроительный завод "Пелла" предпринял попытку через суд снять кредитные обременения в отношении головного судна серии траулеров — пока недостроенной "Андромеды", но потерпел поражение в первой инстанции. В свою очередь заказчик этого судна предъявил верфи иск почти на 824 млн рублей. Исходя из опубликованных документов можно предположить, что "Мурмансельдь 2" отказалась от этого судна. А поскольку оно головное, то и от взаимодействия с "Пеллой" в целом.
Напомним, что контракт на строительство серии из четырёх рыболовных траулеров проекта 03095 стороны заключили в 2017 году в рамках государственной программы инвестквот. Она предполагает выделение квот на вылов рыбы в обмен на постройку судна на российской верфи.
Суда проекта 03095 предназначены для ловли донных пород рыб и их переработки на борту. По проекту длина траулера составляет около 70 м, ширина — 13,5 м, максимальная скорость — 14,5 узла. На промысел головное судно должно было выйти весной 2020 года. При этом, по данным открытых источников, "Андромеду" не передавали заказчику, так же как и второй (первый серийный) траулер — "Кастор". Хотя в прессе была информация об их спуске на воду ещё в 2019 году для финальной достройки. По данным открытых источников, стоимость всей серии траулеров, заказанных у "Пеллы", оценивалась в 160 млн евро.
Как следует из материалов дела по иску "Пеллы" к заказчику, стоимость строительства "Андромеды" составила 40 млн евро. В рамках контракта стороны в 2021 году заключили договор залога (ипотеки), который зарегистрировал капитан Большого порта Санкт–Петербург. Согласно этому договору, "Пелла" обязалась вернуть "Мурмансельди 2" авансовый платёж 32 млн евро, возместить убытки 3,2 млн рублей, которые та понесла из–за нарушения сроков сдачи траулера по банковской гарантии, а также выплатить неустойку в размере до 4 млн евро.
"Ссылаясь на то, что истец полностью погасил обеспеченные договором ипотеки обязательства, ответчик, согласившись с данным фактом, тем не менее отказывается прекратить обременение в виде ипотеки… уклоняется от совершения возложенной на него законом обязанности по погашению залогового обязательства", — объясняет "Пелла" повод для обращения в суд.
Как установил арбитраж, свои обязательства "Пелла" исполнила не полностью. Она выплатила заказчику 32 млн евро, но не погасила убытки и неустойку. При этом, в соответствии с договором ипотеки, он прекращается после того, как верфь исполнит или обязательства по судостроительному контракту, или все обязательства по договору ипотеки, в обоих случаях — не позднее 31 декабря 2022 года.
В "Пелле" полагают, что обязательства по судостроительному договору были исполнены полностью, поскольку просрочка даты передачи судна более 230 дней влечёт за собой право заказчика расторгнуть его в одностороннем порядке. В этом случае он вправе потребовать возврата аванса, который верфь ему и вернула. Однако суд решил в иске отказать. Пока решение не вступило в законную силу, корабелы могут подать апелляционную жалобу.
В свою очередь "Мурмансельдь 2" в сентябре предъявила "Пелле" иск о взыскании 823,9 млн рублей. Из них 77 млн — сумма реального ущерба, 349,6 млн — проценты за пользование чужими деньгами и 397,2 млн — недополученный доход. "Пелла", по утверждению истца, добровольно не погасила неустойку и реальный ущерб по договору на строительство "Андромеды". Рассмотрение дела пока не завершено, оно продолжится 15 декабря.
Исходя из структуры убытков, заявленных в иске к "Пелле", можно предположить, что основные претензии "Мурмансельди 2" сводятся к просрочке передачи судна. На этой основе подсчитаны проценты за пользование чужими средствами и упущенная выгода, говорит управляющий партнёр Navicus.Law Константин Краснокутский. По его мнению, эта история представляет интерес для российской практики, где в целом невелико число крупных споров с участием судостроителей, как и иных нестандартных споров в сфере морского права.
"Особенный интерес вызывает структура заявленных “Мурмансельдью 2” убытков. Такое значительное превышение процентов над реальным ущербом является для судебной практики нетипичным", — рассуждает Константин Краснокутский. Любопытной, по его словам, можно назвать и изначальную структуру договорных отношений заказчика и подрядчика. "В результате её реализации стала возможна ситуация, когда заказчик вынужден просить наложения ареста на принадлежащее подрядчику судно, строительство которого было оплачено самим же заказчиком", — отмечает он.
В "Пелле" не ответили на запрос "ДП". В компании "Мурмансельдь 2" отказались от комментариев.
Добавим, что, по озвученным ранее оценкам Росрыболовства, в рамках первого этапа программы инвестиционных квот на российских верфях строится 105 судов общей стоимостью 250 млрд рублей, в том числе 64 рыбопромысловых судна и 41 краболов. Из них в 2021 году построено 10, план по достройке на 2022 год — семь судов. Как уточняли в Минпромторге, по 49 судам сроки сдачи заказчикам перенесены. На данный момент федеральные власти продлили предельные сроки сдачи судов по программе инвестквот на 2 года.
Судостроительный завод "Пелла", контрольный пакет акций которого принадлежит Герберту Цатурову (№ 62 в Рейтинге миллиардеров — 2022), владеет производственными мощностями в Отрадном Ленобласти. В последние годы финансовое положение верфи ухудшилось. В 2021 году выручка снизилась на 30%, а чистый убыток вырос до 2,6 млрд рублей. В этом году на одной из площадок "Пеллы" начала самостоятельно строить гражданские суда рыбопромышленная группа "Норебо".
"Мурмансельдь 2" занимается промыслом атлантической рыбы и выпускает её в мороженом виде, а также производит консервы "Печень трески по–мурмански".