В поисках приключений: в Петербурге резко вырос спрос на квесты

Из–за снижения популярности кинотеатров и сокращения количества концертов в Петербурге растёт спрос на квесты. Отрасль переживает бум.

Спрос на развлекательные квесты растёт от года к году. Всё большее число людей выбирает именно такой способ проведения досуга. При этом сфера демонстрирует очевидную зависимость от общественно–политической повестки. Как рассказала "ДП" PR–директор агрегатора "Мир квестов" Анастасия Недумова, после начала пандемии, за исключением периода строгих ограничений, люди активно выбирали именно квесты как наименее массовые развлечения.
С февраля этого года возможность людей путешествовать за рубеж оказалась ограничена, в кинотеатрах не вышли в прокат ожидаемые зарубежные фильмы, шопинг отчасти тоже потерял свою привлекательность. Поэтому спрос на квест–румы снова рванул вверх. На рынке появляются новые сюжетные линии, агрегаторы квестов, в том числе в сфере люкс–игр. Например, агрегатор Quest Stars собрал выборку квест–локаций, которые в дальнейшем будут формировать качество остальных игр на рынке.
На фоне растущей популярности в России планируют разработать поправки в закон о нормах проведения развлекательных квестов в целях безопасности. В октябре по инициативе депутатов Госдумы была сформирована рабочая группа, которая на прошлой неделе начала работу над поправками. Анастасия Недумова, вошедшая в состав рабочей группы, рассказала "ДП", что на первом заседании были озвучены предложения представителей индустрии, которые в целом согласны: разумное регулирование отрасли необходимо, чтобы отсеять возможные некачественные площадки.
Главный редактор рейтингового агентства "Гильдия квестов" Александра Пухова отмечает, что сейчас игры выработали определённый негласный стандарт качества услуг, декораций, игровой динамики. Это не прописанные правила, а саморегуляция рынка, когда потребитель через отзывы, через личный опыт выбирает лучшее за свои деньги. Она тоже подчёркивает, что квесты смогли заполнить часть неудовлетворённого спроса россиян на развлечения. Это произошло и в Петербурге как одном из самых привлекательных для внутреннего туризма городе. На рынке Северной столицы сейчас представлено около 200 различных игр.
"Новые компании практически не появляются. Но иногда меняются владельцы, квесты переходят под другую франшизу. Например, RazoomGames приняли к себе несколько уже открытых ранее квестов. Всего за 2022 год обновлено или открыто 15 квест–комнат (в 2021–м было открыто 20 игр). Из них восемь — это квесты с актёрами и восемь — “эскейпы” без актёров. То есть популярность игр с актёрами постоянно растёт", — отмечает Александра Пухова.
На текущий момент в России на сайте агрегатора "Мир квестов" размещено более 5,7 тыс. квестов, перформансов и ролевых игр. С учётом квизов и других игровых площадок общее количество игр превышает 6 тыс. локаций. Петербург — второй город по числу квестов в стране после Москвы.
Совладелец и директор по развитию компаний "Взаперти" и Razoomgames Екатерина Левина рассказала "ДП", что тенденции петербургского рынка в этом году продиктованы развитием ситуации в стране: "В марте мы все столкнулись с одинаковыми вводными данными: сокращением источников трафика и рекламных инструментов из–за запрета некоторых социальных сетей, рекламы в Google, приостановки TikTok. А в сфере развлечений эти соцсети давали наибольший трафик. Кроме того — массовый отъезд людей из России, общая паника, угроза крупного экономического кризиса. Были все предпосылки для того, чтобы начинать готовиться к худшему, как минимум на уровне 2020 года. Но на данный момент 2022 год стал для нас самым прибыльным с 2019–го. Май и октябрь 2022–го и вовсе оказались самыми прибыльными месяцами за историю наших компаний".
Екатерина Левина отмечает, что рынок жив, но нового витка развития конкуренции пока не случилось. Многие сейчас выжидают, так как долгосрочные планы строить сложно и делать большие вложения в новые проекты пока очень рискованно.
Тем не менее в компании "Взаперти" с марта открыли несколько новых квестов и дополнительных версий действующих программ. Там делают ставку в основном на большие квест–шоу и детские праздники. А компания Razoomgames в этом году стала в 1,5 раза больше.
"Некоторые небольшие компании с одной–двумя локациями действительно предпочли уйти с рынка. Одним им было бы тяжелее пересобраться и найти новые источники трафика. Вот такие маленькие компании мы и смогли приобрести в нашу сеть, добавив в неё больше хорроров и перформансов. Сейчас у аудитории есть большой запрос на приключения, в которых можно выплеснуть эмоции", — добавляет Левина.
Дополнительные сложности на рынке возникают из–за трудностей с доставкой материалов, необходимых для обустройства интерьеров, и серьёзного роста их стоимости. Это всё затрудняет реализацию задумки нового квеста, приходится искать альтернативу.
Александра Пухова добавляет, что компании на рынке продолжают интеграцию с другими культурными и развлекательными областями: музеями, метрополитеном, фестивалями.
"Мы абсолютно уверены, что аудитории квестов есть куда расти. Всё ещё есть потенциальные игроки, которые слышали о квестах, но так пока ни разу не играли в них. В конце сентября мы увидели заметный спад активности — люди привыкали к новой реальности. Сейчас мы строим оптимистичные прогнозы для нашей отрасли", — говорит она.
В настоящее время наблюдается активный рост в жанре классического квеста, перформанса и экшен–игр. Анастасия Недумова отмечает, что участники рынка прогнозируют дальнейшее увеличение спроса, на который также влияет популярность внутреннего туризма, во многом заменившего внешний. Кроме того, Екатерина Левина добавляет, что доступных развлечений стало меньше. Впрочем, театральные кассы также увеличили выручку с сентября 2022 года.