Бренд под зонтиком: "Монополия" вступила в борьбу за товарные знаки

Автор фото: freepik.com
Общество с ограниченной ответственностью "Монополия", входящее в группу компаний "Монополия", подало в Суд по интеллектуальным правам шесть заявлений. Предприятие оспаривает отказы Роспатента в регистрации новых товарных знаков и отказы патентного ведомства принять возражения "Монополии" на регистрацию чужих, сходных по написанию.
По данным базы "Электронное правосудие", камнем преткновения стали бренды "МОНОПОЛИЯ.Грузы", "МОНОПОЛИЯ.Сервис", "МОНОПОЛИЯ.Почта", которые компания хотела зарегистрировать сразу в 10 классах Международной классификации товаров и услуг.
ГК "Монополия", как указано на её сайте, объединяет цифровую платформу Monopoly.Online, включающую все сервисы, необходимые для перевозки грузов, грузоперевозчика "Монополия", проект "Монополия.Бизнес", дающий возможность дальнобойщикам стать предпринимателями без первоначальных инвестиций. ООО "Монополия", по данным сервиса "Контур.Фокус", владеет 14 брендами, фирма подала ещё 14 заявок на регистрацию товарных знаков.
В самой "Монополии" на запрос "ДП" не ответили, но, по мнению экспертов, хотя массовая регистрация товарных знаков в российской практике широко не распространена, но в ней нет ничего удивительного.
По словам Веры Зотовой, старшего юриста практики "интеллектуальная собственность и информационные технологии" адвокатского бюро Nordic Star, так бывает, когда бренд компании становится известен и она стремится защищаться от недобросовестной конкуренции. Ещё один вариант — когда речь идёт об известной компании, оказывающей широкий спектр услуг, к примеру о Сбербанке.
"Это нормально, когда есть зонтичный бренд (“Монополия”) и суббренды (“МОНОПОЛИЯ.Сервис” и т. п.). Они могут идентифицировать как отдельные предприятия, так и сервисы, которые головная компания хочет сделать более узнаваемыми", — считает Максим Али, партнёр, руководитель практики интеллектуальной собственности и информационного права Maxima Legal.
Примеры подобных зонтичных брендов известны многим: "Яндекс", "Яндекс.Маркет", "Яндекс.Такси", "Яндекс.Переводчик" или же "СКБ Контур" с сервисами "Контур.Диадок", "Контур.Крипто", "Контур.Фокус".
Споры "Монополии", по мнению Веры Зотовой, интересны тем, что предприятие пытается зарегистрировать обозначение, обладающее низкой оригинальностью (велико количество схожих товарных знаков) в отношении самых разных товаров и услуг.
Максим Али обращает внимание на другой любопытный нюанс. "Монополия", у которой уже есть права на одноимённые товарные знаки, добивалась регистрации за счёт того, что получала письма–согласия от правообладателя "старших" обозначений. "Теперь в отношении нужных компании товаров и услуг такие согласия “Монополия” не получала", — уточняет эксперт.
Вера Зотова полагает, что исход текущих споров для "Монополии" может быть благоприятным. "Её попытки уже сейчас довольно успешны. Роспатент не отказал полностью в регистрации брендов, заявленных компанией. Он отказал только лишь в регистрации в отношении одного класса товаров и услуг — 35–го (демонстрация товаров, маркетинговые исследования). То есть в отношении остальных классов Роспатент зарегистрировал товарные знаки", — поясняет эксперт.