Арктика за неделю: Ямал ищет газ, а Петербург зарабатывает деньги

Автор фото: ТАСС
Модель снегоболотохода “Бурлак” на выставке инновационных проектов

Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализуют проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в арктическом регионе как в России, так и за рубежом.

Уборка свалок: нужна "упрощёнка"

На арктических территориях необходимо установить особый порядок ликвидации объектов накопленного ущерба, уверены власти Ямало-Ненецкого автономного округа. С таким предложением представители ЯНАО вышли в ходе совещания, прошедшего на площадке Совета Федерации.
По мнению ямальцев, существующие процедуры перегружены формальными требованиями и не отвечают критериям эффективности. Нередко получается так, что разобрать старую свалку и утилизировать скопившиеся там отходы, действуя официальным путём, – себе дороже. Поэтому региональным властям порой проще отдать это дело «на откуп» волонтёрам, чем пытаться следовать установленным нормам.
Прежде всего, имеет смысл ввести внесудебный порядок признания свалок наименее опасных отходов бесхозными. На Ямале считают: будет лучше, если за ведение реестра таких объектов будут отвечать департаменты природно-ресурсного регулирования заполярных регионов, а не федеральное Минприроды, как сейчас. Следует расширить и круг субъектов, которые могут принимать участие в ликвидации объектов накопленного вреда. Всё это позволит сделать процедуру проще и гибче, полагают в Салехарде.

Арктические деньги Петербурга

Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики поделился статистикой по коммерческим договорам, заключённым между предприятиями города и партнёрами из АЗРФ в течение восьми месяцев сего года.
За этот период предприятия и организации Северной столицы подписали с заполярными регионами более 1,2 тыс. контрактов на общую сумму свыше 20 млрд рублей. К слову, это вдвое больше, чем за январь-август минувшего года.
В лидерах – Карелия, Мурманская область, Красноярский край и Республика Коми. В общей сложности на них приходится 779 контрактов стоимостью 15,8 млрд рублей, то есть эти четыре региона обеспечивают почти 80% денежного наполнения всех договоров, заключённых между северянами и петербуржцами. Структура торговли остаётся практически неизменной – в топе, как и прежде, медицинская сфера (8,2 млрд рублей), а также продукция и услуги, связанные с развитием дорожно-транспортной инфраструктуры (6,2 млрд рублей).

Ямал давит на газ

В Ямало-Ненецком автономном округе продолжается работа по запуску новых проектов в традиционной зоне добычи, которая ранее считалась в целом истощённой. По словам главы региона Дмитрия Артюхова, их потенциал огромен – в районах, обжитых в ходе первой волны освоения Заполярья, можно извлечь до двух триллионов «кубов» природного газа.
Ключевой особенностью упомянутых Артюховым газовых проектов является их близость к старым центрам добычи углеводородов. Это обстоятельство позволит неплохо сэкономить, избежав расходов, неминуемых при организации добычи на необжитом севере округа и тем более на шельфе, – трат на возведение транспортной и энергетической инфраструктуры, подвоз рабочей силы, снабжение и т.д.
Новые перспективные месторождения не взялись "ниоткуда": за десятилетия, миновавшие с начала активного освоения Крайнего Севера, возникли более совершенные решения, дающие возможность повысить КПД добычных проектов и выявить новые запасы там, где в прошлом уже велась разработка месторождений полезных ископаемых. Однако технологичность одновременно является и "узким местом" подобных проектов – доступ к западным наработкам и ноу-хау ограничен, а создание отечественных аналогов «с нуля» требует инвестиций и времени. И тои другое, к сожалению, в дефиците.

Архангельский полигон

Российский экологический оператор и власти Архангельской области решили вплотную заняться вопросом утилизации отходов, накапливающихся в этом северном регионе. Они договорились построить на территории субъекта три полигона ТКО, оснащённых мусоросортировочными комплексами.
Общая стоимость объектов составит 5,6 млрд рублей, а их мощность будет превышать 400 тысяч тонн в год. Срок сдачи комплексов – конец 2024 года. Финансирование проекта может быть осуществлено частично на средства капитального гранта, частично – за счёт эмиссии облигаций РЭО.
Запуск современных комплексов обращения с ТКО даст возможность сократить количество несанкционированных свалок и вывести из эксплуатации ряд мусорных полигонов, исчерпавших свой ресурс. А это, в свою очередь, позволит приблизиться к решению застарелой «мусорной проблемы», имеющей в Поморье немалую остроту.

"Бурлак" обзавёлся буром

Вездеходы марки "Бурлак" теперь могут комплектоваться буровыми установками. Нововведение позволит задействовать российский снегоболотоход в круглогодичных геологоразведочных работах в регионах, для которых характерно сочетание экстремального климата и бездорожья.
Снегоболотоход "Бурлак" был создан специально для работы в арктических условиях. Будучи достаточно вместительным – а он способен перевозить до семи человек – вездеход спроектирован так, чтобы снизить ущерб от перемещения по тундре. Благодаря этому свойству машины её эксплуатация в Арктике более экологична, чем использование гусеничной техники – и это серьёзное преимущество.
Разработчики уверяют: использование новой модели даст возможность снизить расходы на геологоразведку, сократить производственные цепочки, повысить экономическую эффективность. Посмотрим, как эту новинку воспримут геологи.