Героини нашего времени: актрисы отвоёвывают место под солнцем

Автор фото: kinopoisk.ru

Женщины постепенно вытесняют мужчин с топовых позиций в российских сериалах. В половине новых проектов главные роли отданы представительницам слабого пола.

В середине сентября на сайте kino–teatr.ru был опубликован ежегодный дайджест отечественных сериалов, которые можно будет увидеть в наступившем телесезоне. Всего в поле зрения обозревателей уважаемого ресурса попали 44 названия. В прошлогоднем обзоре их было 40, в 2020–м — 29, в 2019–м — 22.

Ваше несчастье — наша удача

Два года назад, когда в мире была объявлена пандемия, за которой последовало введение карантинного режима разной строгости, люди оказались заперты в собственных квартирах, а офлайн–бизнес понёс ощутимые финансовые потери, онлайн–сфера оказалась востребована как никогда прежде. Торговые и образовательные платформы, интернет–ресурсы показывали стремительный рост количества пользователей и клиентов.
В то время пока кинотеатры закрывались, их владельцы терпели убытки, дистрибьюторы и представители киноиндустрии прикидывали, когда новая реальность начнёт меняться в лучшую сторону и как расписать уже готовые, но поставленные на паузу релизы, стриминговые платформы демонстрировали космический рост: так, в апреле 2020 года компания Netflix сообщила, что за прошедший квартал количество подписчиков выросло на 15,77 млн новых пользователей, в итоге составив 183 млн. Российские онлайн–сервисы также не отставали от зарубежных коллег, выпустив несколько хитовых сериалов, среди которых одними из самых обсуждаемых стали "Чики", "Последний министр", "Территория", "257 причин, чтобы жить", "Псих", "Перевал Дятлова" и так далее.
Прошлый год прошёл под знаком роста стриминговых проектов, обсуждения открывающихся перспектив на внутреннем и мировом рынках, а также возможностей разнообразных копродукций. После того как пандемия пошла на спад, у всех без исключения начался отток пользователей, что означало следующее: уже в ближайшем будущем борьба за подписчиков только обострится, в выигрыше окажутся прежде всего зрители, которые уже успели "распробовать" достойный контент и теперь хотели ещё лучше, ещё больше и ещё качественнее.

Законы диалектики для всех

Известный закон о переходе количества в качество наконец начал работать и в отечественной сериальной индустрии. Вскормленные в 1990–е на сентиментальной и мелодраматической продукции Латинской Америки, отечественные зрители, вероятно, даже не заметили смены героев, рвущих страсти в клочья и льющих слезы по поводу, на таких же, но отечественного происхождения.
В начале нулевых российская телепродукция вытеснила многочисленных заокеанских конкурентов, предложив схожий по качеству продукт, и на малых экранах принялись страдать "Бедная Настя", "Кармелита" и "Доярка из Хацапетовки", посыпались "Обручальные кольца", откровенные злодейки и злодеи строили козни простодушным героиням и героям, но в финале обязательно оказывались разоблачены и повержены прекрасными принцами или принцессами — кому как повезёт. Пока наши телеканалы штамповали одну шаблонную историю за другой, в западной телеиндустрии начались перемены — "мыльные оперы", которые смотрели целыми поколениями, уже порядком надоели, зрители всё меньше соглашались смотреть посредственный телепродукт и всё чаще предпочитали иные виды развлечений.
Поворотным периодом можно назвать конец нулевых и начало второго десятилетия: в 2008–м вышел первый сезон "Во все тяжкие", летом 2010–го на BBC One и BBC HD (сайт BBC заблокирован на территории РФ на основании требования Генпрокуратуры от 24 февраля — Ред.) выдали "Шерлока" с Бенедиктом Камбербэтчем в заглавной роли, осенью того же года начинается показ "Аббатства Даунтон", а в июне 2011–го стартуют эпохальные "Игры престолов". Дальше пошло–поехало: следом за HBO и Netflix заработали онлайн–платформы Amazon, Apple+, Hulu, поднимая планку всё выше и выше.
Нынешний успех отечественных телепроизводителей тоже появился не на пустом месте. Тихая революция случилась там, где, вероятно, не стоило и ожидать, — на ТНТ, за которым закрепился статус канала, преимущественно производящего ситкомы вроде "Универа", "Счастливы вместе", "Деффчонки", "Саша+Маша" и тому подобные. Однако в 2014 году на этом канале сперва вышел первый сезон "Сладкой жизни" — о московских мажорах и тех, кто изо всех сил стремится попасть в этот круг и стать своим, в 2015–м показали "Измены" — с Еленой Лядовой в главной роли, а в 2016–м — "Бедных людей", снятых в Петербурге и ставших в определённом смысле оммажем Достоевскому и его бессмертному роману. Заданному уровню теперь должны были отвечать и самые главные телеканалы страны, до сих пор пребывавшие во вполне безмятежном состоянии. Их аудитория мало–помалу начала "утекать" к конкурентам, предлагавшим нетривиальные сюжеты, героев с проработанными характерами, говорящих живым, узнаваемым языком, и, конечно, качественный визуальный ряд.

Женские истории

Среди отечественных сериалов, названных лучшими различными профессиональными и не очень изданиями, преобладают драмы и драмеди (симбиоз психологической драмы и комедии). Интерес к этим жанрам у компаний и авторов сохраняется и в новом телесезоне, однако перемены происходят на уровне сюжетов и героев.
В центре почти половины историй оказываются женщины. Героини новых сериалов — от адвокатесс ("Что делать женщине, если у неё два любовника, а выбрать нужно одного"), майоров полиции ("Васнецова" — ремейк немецкого хита) и смирных (до поры до времени) учительниц и библиотекарш ("Провинциальный детектив") до волейболисток (спортивная драма "Чайки") и даже 12–летней девочки (семейная комедия "Тётя Марта"). Время действия, как правило, настоящее или недалёкое прошлое. Местом действия служат не только Москва и Петербург, но и маленькие города (детектив "Соколова подозревает всех") и даже горы (триллер "Стая").
Количественное превосходство экранных мужчин уже не столь велико и, вероятно, в будущем продолжит уменьшаться. В этом же году герои будут традиционно ловить преступников (ретродетектив "Художник") и выискивать засланных казачков среди своих ("Шпион"), бороться с коррупцией во властных структурах ("Стражник") и разрываться между двумя женщинами, попутно сев в тюрьму, выйдя из тюрьмы, и всё это на фоне двух десятков лет истории страны ("Я дождусь").
Несмотря на текущие обстоятельства, ряд компаний не поставили на паузу проекты, а продолжили работу над ними, так что в следующем сезоне сохраняются шансы увидеть как новые истории, так и продолжения востребованных зрителями. Не исключено, что сюжетов, в которых доминируют женские персонажи, окажется ещё больше. И это не может не стать самым добрым знаком из всех возможных.