Россия делает ставку на инвестиции и технологическую независимость. Путь к этим целям искали на V международном рыбопромышленном форуме.
В этом году деловая повестка Global Fishery Forum & Seafood Expo Russia была весьма насыщенной. После февральских событий в отрасли произошли критические изменения. С помощью господдержки власти намерены поддержать производственников внутри страны. Санкции со стороны иностранных государств, географическое сегментирование мирового рынка, а также удлинение логистических цепочек осложняют работу переработчиков рыбы и увеличивают стоимость их продукции.
Сложности испытывают и рыбодобытчики: сроки строительства большинства судов для них на российских верфях уже продлены на несколько лет. Невозможны и поставки импортных комплектующих.
На корм рыбам
По прогнозу Минсельхоза, до 2030 года удастся полностью обеспечить кормами отечественного производства российских рыбоводов. В течение пяти следующих лет в стране введут девять заводов по производству специализированных рыбных кормов общей мощностью более 220 тыс. тонн в год. Напомним, что в этом году несколько крупнейших иностранных предприятий прекратили поставки кормов для рыб в страну. В качестве господдержки, которая должна подтолкнуть модернизацию действующих предприятий, с 2023 года им также будут компенсировать часть прямых капитальных затрат на строительство и расширение действующих мощностей.
Отметим, что одно из новых предприятий по производству комбикормов для рыб планируется запустить неподалёку — это произойдёт в 2023 году в Карелии. Завод будет иметь мощность 50 тыс. тонн, сказал на форуме заместитель премьер–министра республики Владимир Лабинов. В Карелии выращивают до 70% российской форели, при этом более 80% рыбных кормов импортировалось из Скандинавских стран. "Пока в регионе работает только один завод по производству кормов для рыбы. В прошлом году он произвёл всего 5,5 тыс. тонн. Это, конечно, для потребностей Карелии недостаточный объём", — отметил Лабинов.
Как озвучивалось ранее, инвестор этого проекта — Николай Федоренко, который много лет занимается в регионе выращиванием радужной форели. Объём инвестиций в предприятие оценивается в 1,2 млрд рублей, а разместится производство на территории бывшего кирпичного завода АО "Кондопожский ЦБК". Часть средств предоставит Сбербанк, на них планируется купить оборудование в Китае.
Добавим, что в Карелии также уже начали выращивать мидии. По словам Лабинова, первая их партия поступит в продажу из акватории Белого моря уже в этом году.
Развивать отрасль в регионе планируется и дальше. В ходе форума Национальная ассоциация предприятий индустриальной аквакультуры (НАПА) подписала соглашение со "Сбером" об установлении стратегического партнёрства. Стороны заявили, что планируют развивать сотрудничество в нескольких отраслях. В их числе индустриальное рыбоводство, производство рыбных кормов и посадочного материала в Северо–Западном регионе.
На пути к замещению импорта
Обновление рыбопромышленного флота в стране пока буксует. На данный момент в России законтрактовано 64 рыбопромысловых судна общей стоимостью 205 млрд рублей. Из них сдано заказчикам шесть, спущено на воду — 22, рассказал президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) Алексей Осинцев. В целом же по 58 судам продлены сроки сдачи, говорится в его презентации.
По данным ассоциации, доля новых судов в рыбопромысловом флоте страны составляет 1% (средний возраст — 33 года), доля краболовов — 2% (при среднем возрасте 31 год).
Параллельно с обновлением флота судовладельцы задумались о создании новых собственных ремонтных доков. Так, Росморпорт, флот которого составляет почти 300 судов, планирует построить судоремонтную базу в порту Усть–Луга. В нём будут обслуживать флот, работающий в Северо–Западном регионе. "Там ещё в 2011 году было начато создание базы обслуживания флота, но по ряду причин строительство было приостановлено. Сейчас предприятие изыскало средства, чтобы возобновить достройку", — рассказал заместитель гендиректора предприятия Василий Стругов. Завершить первый этап проекта планируется к III кварталу 2023 года.
По словам Василия Стругова, ежегодно предприятие проводит 80 доковых ремонтов судов в год. Оно также владеет собственной судоремонтной базой в Таганроге. Однако на обслуживание судов в российских доках, особенно крупнотоннажных, формируется очередь. По этой причине предприятие и намерено создать собственную ремонтную базу.
Требуются доноры
При этом судовладельцам чаще, чем раньше, приходится использовать часть списанных судов в качестве "доноров" оборудования для тех, что находятся в эксплуатации. Как следует из презентации заместителя гендиректора Росморпорта, на данный момент у предприятия "на ходу" 268 судов из 290. "На краткосрочный период суда, которые не в эксплуатации, стали судами–донорами", — отметил Василий Стругов. Он уточнил, что списать их планировалось и раньше, но процесс ускорился после февральского толчка. В числе таких доноров — полярный дизельный ледокол "Ермак", запчасти и оборудование которого решили использовать на ледоколе "Красин" (оба судна построены в ХХ веке в Финляндии по заказу СССР. — Ред.).
"Мы ремонтируем ледокол “Красин” на Канонерском СРЗ. Благодаря списанию ледокола “Ермак” у нас есть шанс обеспечить готовность судна к зимней навигации", — сказал Василий Стругов. И добавил, что "доноры рано или поздно закончатся", а также что "номенклатура, которая там имеется, недостаточна".
Напомним, что за последние месяцы с российского рынка ушли поставщики агрегатов и запчастей для судостроительной отрасли, в их числе Wartsila, Caterpillar, MAN. Часть специалистов этих компаний удалось нанять на российские предприятия. Сейчас судовладельцы ведут переговоры с отечественными заводами о том, чтобы наладить производство комплектующих и оборудования внутри страны. В свою очередь, власти в 2022 году выделили 7 млрд рублей на создание проектов судового оборудования внутри страны.
На форуме стало известно и о начале нового производства в судостроении. Турецкая компания Magmaweld совместно с российским партнёром полтора месяца назад запустила в Петербурге собственный завод по выпуску сварочной порошковой проволоки, рассказал совладелец и гендиректор ООО "Магмавэлд СПб" Андрей Гавшинский. Как следует из его презентации, предприятие расположено в индустриальном парке "Марьино". Его мощности составляют 1 тыс. тонн продукции в год, в дальнейшем их планируется удвоить. Портфель заказов завода сформирован до конца года, в числе основных клиентов — Выборгский судостроительный завод, ПСЗ "Янтарь" и Севастопольский морской завод.
Не хуже, чем в прошлом году
Добавим, что в целом на госпрограмму по развитию рыбохозяйственного комплекса в 2022 году направлено более 12,5 млрд рублей, сказал в ходе форума министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев. По его убеждению, системная господдержка поддержит отрасль и позволит ей сохранить стабильные финансовые и производственные показатели.
Последние пока растут. По официальным данным, в 2021 году российские рыбаки выловили 5 млн тонн рыбы. Объём экспорта за 7 месяцев текущего года на 25% превысил прошлогодние показатели и достиг 1,1 млн тонн. По предварительным прогнозам, в этом году объём вылова рыбы будет не меньше, чем в прошлом. При этом на фоне рекордных показателей вылова потребление рыбы в стране не растёт. Поставки за рубеж увеличиваются в том числе и поэтому.
Прогнозы властей на текущий финансовый год — "будет не хуже, чем в прошлом". По словам Патрушева, в 2021 году оборот организаций в отрасли вырос почти на 16%, до 808 млрд рублей, прибыль — на 70%, до 196 млрд. "Динамика первого полугодия позволяет рассчитывать на сохранение показателей на уровне прошлого года", — резюмировал он.