Последние 4 года количество автовладельцев в России практически не меняется, если верить опросам ВЦИОМ. С 2018 года оно колеблется в пределах 64–65%, категории "есть одна машина в семье", "несколько машин в семье" и "нет машины" меняются год от года незначительно. А ведь в 2015 году похвастаться личным автомобилем могли всего 48% опрошенных.
После этого произошёл какой–то качественный скачок и наступила завидная стабильность. Причём забавно, что в нынешнем году ответ "есть больше одного автомобиля в семье" выбрали даже 11% из группы респондентов, оценивших своё материальное положение как "плохое или очень плохое". Впрочем, выяснить социологи пытались несколько иные вещи — их интересовало, насколько россияне готовы поддержать Всемирный день отказа от автомобиля, который отмечался как раз вчера, 22 сентября. Оказалось, что с 2018 года, когда автомобилистов спрашивали об этом прошлый раз, их сознательность изрядно подросла. Готовы ограничить пользование автомобилем ради такого случая 23% (в 2018 году было 20%), а полностью остаться на денёк без "колёс" — 12% (было 5%). Тех, кто не допускает даже мысли о каких–то ограничениях или отказе, стало заметно меньше — 53% против 74% в 2018 году.
Юмор, правда, в том, что вопрос задавался в том числе и тем, у кого автомобиля нет. Но даже в выделенной группе автовладельцев на временные ограничения согласны 26% (на отказ — 5%). Однако есть подозрение, что ещё довольно долго то, насколько полноценно российские автовладельцы смогут пользоваться своим транспортом, будет зависеть скорее от международной логистики и санкционной политики, чем от их доброй воли и благородных побуждений. В такой замечательной стране живём.