Айтишники раскритиковали новый профессиональный стандарт программиста

Автор фото: Валентин Беликов

По мнению IT-специалистов, обновления не соответствуют реалиям рынка и используют устаревшую терминологию.

Минтруда РФ впервые с 2013 года обновило профессиональный стандарт программиста. Таким образом ведомство пытается снизить порог входа в профессию, чтобы улучшить ситуацию на рынке труда.
По стандарту называться программистом может только тот, кто способен проводить интеграцию программных модулей и компонентов, проверку работоспособности выпусков программного продукта. Здесь требуется полгода опыта работы по прикладной разработке ПО и среднее специальное образование по специальностям "программист приложений", "техник–программист", "программист", "информатика и вычислительная техника", "информационная безопасность автоматизированных систем". Разрабатывать требования и проектировать ПО могут уже только специалисты с высшим образованием на уровне не ниже бакалавра. Инженер–программист должен проработать в сфере разработки не менее года и пройти программу повышения квалификации. Раньше требовали не менее 3 лет опыта.
Основатель и продюсер компании "РОББО" Павел Фролов замечает, что в коммерческом секторе IT крайне мало компаний использует профстандарты, потому что ландшафт рынка кардинально меняется каждые 2–4 года. Знания, полученные в университетах, нередко устаревают ещё до выпуска студентов. Поэтому компании больше смотрят на опыт и портфолио соискателя, чем на корочку. Сейчас из–за ухода зарубежных вендоров с российского рынка освободились разработчики уровня senior, и компании стараются нанять их как можно скорее. А вот для госучреждений эти стандарты обязательны.
"В профстандартах указаны основные требования к IT–специалистам, которые предъявляются к ним уже достаточно давно. Поэтому соответствие этим документам вовсе не означает, что они обладают наиболее актуальными сейчас для работы знаниями. В сегменте близкой нам робототехники от специалистов требуют креативного мышления и способности творчески подходить к задачам — индустрия быстро развивается, сегодняшние механики должны быть ещё и изобретателями. Это не те навыки, которые можно оценить профстандартами", — замечает он.
CEO международной IT–рекрутинговой компании Lucky Hunter Татьяна Мельничук подчёркивает, что стандарты имеют очень мало общего с индустрией: у IT–отрасли всегда была своя специфика, продиктованная непосредственно особенностями рынка, его трендами и изменениями. "Конечно, вопрос развития IT в России для правительства сейчас особенно актуален, но вряд ли принятые стандарты изменят нынешнюю ситуацию на рынке IT–найма. Они будто существуют сами по себе, совершенно в отрыве от индустрии, и очень слабо отражают действительность", — говорит она.
Максим Акимов, заместитель руководителя центра предотвращения киберугроз CyberART ГК Innostage, считает документ морально устаревшим — авторы не учитывают реальную ситуацию на рынке труда.
"В новой редакции требования смягчили. К примеру, где–то раньше нужен был опыт работы полгода, теперь 3 месяца. При этом существенных изменений нет — государственным и муниципальным учреждениям и организациям с государственным участием легче не станет", — утверждает он.
Также не решена проблема с низкими зарплатами. В новой редакции высшей позицией считается должность инженера–программиста. Хотя ранее это был ведущий инженер–программист. Разница в зарплате этих специалистов 10–15 тыс. рублей. А если в целом посмотреть на уровень зарплат — он далёк от рыночных реалий.
"Не учтена привычная рынку терминология. В IT все понимают, чем отличаются Junior Developer и Senior Developer. А вот объяснить, чем отличаются техник–программист и инженер–программист, пожалуй, сможет не каждый", — добавляет Акимов.
При этом он считает, что профессиональные стандарты, безусловно, нужны, так как под них разрабатывается образовательная программа. Но со стороны Минтруда обязательные профстандарты по отношению к найму технических специалистов для работы в госучреждениях в таком виде — это "выстрел себе в ногу". Фактически это приведёт к ситуации, близкой к нулевому приёму квалифицированных специалистов с рынка труда в государственные учреждения. Что способно замедлить возможности технологического и информационного развития.
"Чтобы профессиональные стандарты были применимы, нужно отталкиваться от тех учреждений, в которых они будут обязательны к применению. В том числе к этому вопросу нужно подойти комплексно, с разных сторон. К разработке необходимо привлечь помимо Минтруда профильные органы власти. Минцифру — для анализа их применения в подконтрольной им сфере. Минобразования — для анализа и переработки образовательных программ. Минфин — для проработки вопроса увеличения фонда оплаты труда в связи с применением данных стандартов", — уверен собеседник.
Руководитель кадровой службы CodeInside Александр Кругляков рассказал, что в их компании стандарты давно используют при разработке должностных инструкций.
Он рассматривает документ в позитивном ключе: "В новой редакции профстандарта уточнены важные моменты, например в части наименования должностей. Отрадно, что в документе актуализированы требования к уровням квалификации и уточнены трудовые функции и трудовые действия. Считаю, что утверждённый профстандарт соответствует требованиям времени".