Кончится лето: бизнес готов дать отпор COVID и рассчитывает на поддержку

Автор фото: "ДП"

В последний день лета будет ровно 2,7 года с начала пандемии в России. Готовясь к новой волне ковида, медучреждения в Петербурге оперативно наращивают мощности COVID-стационаров, а власти то и дело просят вакцинироваться, напоминая о низком уровне коллективного иммунитета.

И хотя вводить ограничения ни Смольный, ни местный Роспотребнадзор пока не планируют, предприниматели опасаются, что уже привычные за последние пару лет запреты обрушатся на них с новой силой, превратившись в неподъёмную ношу. "ДП" узнал, готов ли бизнес сражаться с коронавирусом и как высок риск, что его надежды на соразмерные обстоятельствам запреты и поддержку в это непростое время не будут оправданы.

Первые звоночки

Согласно статистике, за последний месяц ежесуточный прирост заболевших COVID в Петербурге увеличился где-то на 830%. При этом в профильных стационарах свободны более 25% коек, а в Роспотребнадзоре заверили, что если и будут вводить новые ограничения, то только комплексно оценив ситуацию — с учётом больных на ИВЛ и уровнем коллективного иммунитета. Надежды на позитивный сценарий подпитывают и прогнозы специалистов. Так, научный сотрудник НИЦ им. Гамалеи Анатолий Альтштейн в беседе с "Ъ-СПб" предположил, что пик новой волны ковида в стране придётся на сентябрь, а число заражений составит около 45–50 тыс. человек ежедневно (зимой речь шла о +200 тыс. за сутки).
Автор: Сергей Коньков
"Поскольку большого объёма заражений скорее всего уже не будет, потому что и вакцинация была, и какая-то общая культура с пресловутым коллективным иммунитетом сформировались, значит и подход к проблеме с учётом имеющегося опыта и более сдержанных прогнозов по заболевшим у Смольного скорее всего изменится, — полагает доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС , кандидат экономических наук Дмитрий Десятниченко. — Например, в случае необходимости в городе могут закрывать отдельные предприятия, но только на 1-2 недели. Как в первые год-полтора — когда бизнес просто стоял и терял деньги, — точно не будет. При этом если самих ограничений будет меньше, а проверки перестанут носить массовый характер, наказание в случае нарушений станет неизбежнее. Скорее всего, снизится размер штрафов: власти понимают, что на бизнес сейчас нельзя грубо давить. Но и не реагировать совсем — тоже, иначе на пустом месте может возникнуть очень большая проблема",
Согласно прогнозам эксперта, на данном этапе власти продолжать распространять введенный пока только в медучреждениях масочный режим: сначала рекомендуют соблюдать его повсеместно, а потом сделают обязательным в госучреждениях.
Автор: Сергей Ермохин
Так уже происходит в Ленобласти: главный санитарный врач региона "настоятельно рекомендовала в обязательном порядке" использовать маски при посещении поликлиник, соцучреждений и любых закрытых общественных мест. Однако и власти 47-го региона пока скорее оценивают ситуацию, ограниваясь рекомендациями. Впрочем, и масочный режим другие антиковидные подходят далеко не во всех случаях, но даже минимальные — очень ощутимы.

Без паники, но с опаской

О том, что "плохих" и "хороших" антиковидных мер не существует, "ДП" так или иначе заявили все опрошенные эксперты и представители бизнеса. Да и те, что остались после послабления, никуда не делись. И если власти не будут учитывать предыдущие ошибки, для некоторых это будет фатальным.
"То же ведение журналов никто официально не отменял. На проверки, по крайней мере мне, пока особо не жаловались. Но если такая мера существует, значит предприниматель в любой момент может быть оштрафован или закрыт. Те же кальянные до сих пор, насколько мне известно, остаются под замком, хотя даже если они кому-то не нравятся — это тоже предпринимательская деятельность, которая у нас официально разрешена в России. И почему к ней такое пренебрежение — непонятно", — негодует председатель РОО "Содействие малому бизнесу" Янина Гришина.
Автор: Сергей Коньков
Однако несмотря на возможное ужесточение ограничений, пока что и крупные предприятия и МСП сохраняют спокойствие. Но и отголоски ковидного прошлого дают о себе знать. Директор студии танцев и воздушной гимнастики Pole Dance Style SPb Мария Шарудина призналась в беседе с "ДП", что больше всего опасается повторного введения QR-кодов: в своё время это стало причиной многочисленных ссор к учениками, большинство из которых у студии, где преподают exotic pole и pole dance, являются постоянными.
"Все ограничения требуют лишних затрат, и особенно страшно, что нас будут закрывать, как прошлым летом и осенью. Даже одна неделя простоя очень сильно бьёт по финансам. Но хуже всего было, когда ввели QR-коды для клиентов. Если примерно 80% отнеслись с пониманием — сделали прививки или просто приостановили свои абонементы, — то около 20% текущих учеников и каждого второго потенциального мы на тот момент потеряли. Но некоторые и скандалить пытались, и показывать чужие коды (иногда по четыре раза), и угрожали юристами, и даже советовали их мне, призывая бороться с введёнными правилами! Часть старожилов из принципа ушла в другие студии, где не проверяли сертификаты о прививках и, видимо, могли себе позволить платить огромные штрафы. С сотрудниками проблем не было, но у нас и штат маленький. Пока никаких дополнительных ограничений нет, а только рекомендация вакцинироваться — просто смотрим и ждём. Тем более, что у большинства тренеров, администраторов и учеников прививочные сертификаты действуют как минимум до октября–ноября", — рассказала предпринимательница.
Аналогичной позиции придерживаются и на "Адмиралтейских верфях" (входит в состав ОСК), но как и все остальные держат руку на пульсе. "В настоящее время предприятие не планирует вводить обязательный масочный режим, но в случае необходимости данная мера будет оперативно реализована, — сообщили "ДП" в пресс-службе "Адмиралтейских верфей". — Мы ведём статистику и учёт заболевших COVID-19, при выявлении заболевших проводится обработка помещений, а при наличии признаков заболевания работник направляется домой для вызова врача".
В управляющей петербургским аэропортом компании ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы" ("ВВСС") корреспонденту "ДП" на вопрос о масках лишь лаконично ответили, что пока "не получали уведомлений от контролирующих органов о введении дополнительных мер по предотвращению распространения COVID-19". Впрочем, в аэропорту и без того довольно много превентивных мер.
Автор: Тихонов Михаил

Дальше — некуда

Но если на "Адмиралтейских верфях" ещё в среду могли похвастаться, что число прошедших ревакцинацию работников — минимум 80%, то общая цифра по Петербургу опустилась ниже 13%. И хотя в этом контексте ужесточение COVID-ограничений даже оправдано, в целом — несправедливо по отношению к бизнесу. Особенно если вспомнить, что предыдущие требования по вакцинации были выполнены на 100% и в срок, а санитарная рутина отработана уже до автоматизма.
"Дезинфекция есть, экран есть, безналичная оплата есть, регулярная уборка есть с проветриваниями тоже... Больные к нам и так никогда и не ходят, это правило было неизменным для всех и до пандемии. Какие ещё ввести ограничения — даже не знаю, разве что по посещаемости… Но у нас в принципе максимальная загрузка не больше 25 человек. И это при условии, если в раздевалке и холле, на стыке занятий, между собой пересекаются две полные группы, тренеры и персонал", — недоумевает Мария Шарудина.
Автор: Сергей Ермохин
Подливает масла в огонь и тот факт, что во время прошлых "ковидных цунами" бизнес нередко оставался со своими проблемами один на один, даже если выполнял все установленные правила.
"Многие меры были очень преувеличены или нелогичны: странно, когда в метро большинство ходят без масок, но при этом общепит закрыт, а рознице приходится выставлять на продажу сопутствующие товары, чтобы хоть как-то удержаться на плаву. И хотя изменения в лучшую сторону происходят, ряд малого и микробизнеса в определенных отраслях был просто брошен, а обширных мер поддержки как таковых нет. Поэтому если речь о масочном режиме — это одно. А если мы тут — работаем, тут — не работаем, а тут — рыбу заворачиваем, — люди будут возмущены. Нужно, чтобы запреты и помощь были в равных долях и для всех, а не только "для пострадавших ОКВЭДов". Потому что не пострадавших нет. Мы надеемся, что власти будут более гибкими, но, к сожалению, практика предыдущих периодов показывала обратное. Очень обидно, что приходится доказывать — мы нужны городу", — говорит Янина Гришина.
Автор: Сергей Ермохин
Доводы главы РСО об избыточности ранних ограничений не так давно косвенно подтверждал и губернатор Петербурга Александр Беглов, объяснявший рост заболеваемости возвращением горожан от отпусков, а не высокой активностью бизнеса. Да и последний уже давно не забывает о превентивных мерах. Глава объединения RestoGR Александр Ружинский отмечает, что после пережитых волн предприятия общепита заранее смотрят, чтобы у потенциального линейного персонала были отметки о вакцинации, объясняют, что это предусмотрено политикой компаний, особенно когда речь идёт о крупных сетях. И хотя больше всего общепиту мешали ограничения по часам работы, прочие — как минимум доставляли множество неудобств.
"Если к масочному режиму мы ещё кое-как в своё время привыкли, то перчатки на производствах — избыточны. Некоторые просто увольнялись, потому что ковид пройдёт, а дерматит останется. К тому же, стоят они дорого, а расход в месяц очень высокий, если ресторан на хорошем потоке. Общепит как сфера во время ковидных волн был под постоянным ударом ограничений. И в этом смысле мы считаем, что нелогично заставлять вакцинироваться только какую-то одну отрасль. Независимо оттого, кто где работает, мы все встречаемся в общественном транспорте, различных учреждениях", — напоминает эксперт.
Автор: Сергей Ермохин
В пользу вышесказанного говорит и статистика. Как сообщили "ДП" в пресс-службе ООО "ВВСС", с 1 июля по 1 августа в "Пулково" только прилетели более 1,9 млн человек, причём свыше 1,7 млн – из российских городов. Ещё 2 млн, по данным метрополитена, ежедневно пользуются подземкой. Что же касается новых проблем, связанных с последствиями СВО, их бизнес опасается куда меньше ковида.

Беда не беда

Несмотря на то, что нехватка комплектующих, проблемы с импортом, рост цен и т.д наблюдаются повсеместно, директор Pole Dance Style SPb полагает, что проблем с оборудованием — воздушными кольцами, гамаками для аэрорастяжки и пилонами — из-за санкций возникнуть не должно. "Возможно, если потребуется срочно что-то заменить — будут трудности, но пока мы с ними не сталкивались. Ремонт в нашем случае нужен нечасто. Да и пилоны для студии были изготовлены на местном заводе", — говорит Мария Шарудина.
Но так повезло далеко не всем: для отдельных категорий общепита до сих пор остро стоит вопрос с импортным оборудованием. "Сложнее всего — люксовому сегменту с плохозаменяемыми видами продукции, но те же столовые и небольшие кафе просто изменят структуру меню, — отмечает Дмитрий Десятниченко. — Тем более, что уже сейчас есть успехи в импортозамещении, а с продуктами в этом плане проще всего. Это всё равно лучше, чем когда они просто умирали от ковида. Сфера услуг ещё более мобильная: многое можно заменить, упростить, сократить ассортимент услуг, исходя из комплектующих и оборудования. Поэтому работа под давлением санкций и проблем с доходами — в любом случае легче, чем в условиях ковидных ограничений или тотального локдауна. Тем более что нехватка с зарубежных продуктов и алкоголя становится менее острой".
Автор: Валентин Беликов
С обоими доводами согласен и Александр Ружинский. В разговоре с "ДП" он упомянул, что на недавнем "Деловом завтраке" для рестораторов прозвучала приятная новость: поставщики пообещали, что в скором времени снизят цены на сверхценную красную рыбу ещё на 15%.
"Это сейчас и болевая точка, и лакмусовая бумажка. Хотя здесь надо сказать, что проблема связана не только с поставками как таковыми: если общепит покупает лосося, несмотря на заоблачную цену, какой продавец будет снижать её? Конечно, по сравнению с июльскими ценами рыба станет дешевле на 30%, однако остальные 70% всё равно останутся, в февраль никто уже не вернётся. Но в целом — да, с поставками почти разобрались: происходит импортозамещение, активно прорабатываются каналы параллельного импорта, начинается какой-то креатив на местах, корректируется меню... Мы в этом плане готовы под любые ограничения адаптироваться. Главное — что нас не закрывали и не вводили ограничения по режиму работы".
Автор: Сергей Ермохин
Проблема со снижением доходов тоже не является чем-то новым: это происходило и до начала СВО, бизнес давно научился выживать в этих условиях, утверждает Дмитрий Десятниченко. И хотя из-за роста цен клиентов действительно стало чуть меньше, какого-то глобального беспокойства по этому поводу у предпринимателей сейчас нет. «Единственное, что заметили — многие сократили свои траты на абонементы: кого-то уволили, кто-то просто решил сэкономить. Хотя здесь ситуация двоякая: начиная с мая у нас ежегодно падает посещаемость. Цены на сами занятия мы не повышали с января 2020 года и стараемся держать до сих пор. Но некоторые всё равно говорят, что дорого, даже несмотря на то, что они у нас средние по городу", — пожимает плечами директор танцстудии.
Снизилось на фоне падения реальных доходов населения и количество гостей у кафе с ресторанами, но и там речи о критичных отметках пока не идёт. А поскольку инфляция была повсеместной, конечные издержки бизнеса так или иначе лягут на плечи рядовых налогоплательщиков. В то же время представители общепита предполагают, что столкнутся с этой проблемой в октябре. "Мне кажется, что падение в плане посещаемости кафе и ресторанов сейчас связано не с падением покупательской способности конкретно в Петербурге, а скорее с тем, что в это время от нас уедет массовый локальный турист. Это направление сейчас хорошо развито, наши соотечественники оставили много денег в городе в этом году. Но когда эта волна отхлынет — станет понятно, кто купался без трусов", — шутя отмечает Ружинский.
Автор: ru.freepik.com / @drobotdean

Без информации

Ещё одна проблема — отсутствие доступных и удобных каналов информирования. Мария Шарудина вспоминает, что конкретно у них трудности возникли ещё на этапе получения QR-кода для организации.
"Поначалу в принципе не знали — нужно нам закрываться или нет. Когда только начали вводить первые ограничения, про студии танцев словно забыли. Если не ошибаюсь, даже отдельного кода под наш вид деятельности тогда было. В итоге пришлось указывать ближайшее — фитнес клуб. Очень тогда боялись, что ничего не получится, ведь по закону в фитнес-центрах должен быть врач, а в танцевальных студиях — нет. Да и в нашем случае ему даже кабинет оборудовать негде, хотя здесь – примерно 150-200 м2, а ведь некоторые танцстудии — только зал на 50 м2", — отмечает предпринимательница.
Затрагивает запрос на доступность информации и прививочную кампанию. Все опрошенные "ДП" эксперты так или иначе упомянули, что чем лучше она будет организована, тем менее жёсткие ограничения потребуются в дальнейшем.
Автор: Сергей Ермохин
"Сейчас действительно стало меньше информации о коронавирусе и прививках, хотя многие интересуются этим из-за появления новых штаммов. Определённо нужна какая-то рекламная кампания, а не просто внезапный удар 121-м постановлением по голове, — указывает Янина Гришина. — Предприниматели однозначно готовы к новой волне. Но проблема в том, что у нас об ограничениях могут в последний момент объявить, а бизнес опять будет на ходу принимать решения. Хотелось бы, конечно, чтобы предприниматель заранее знал, к чему готовиться и на что рассчитывать. Тем более, что сам алгоритм уже запущен и отработан как на крупных, так и на малых и средних предприятиях"

Два шага до черты

Разумеется, больше всего бизнес опасается, что органы исполнительной власти вернутся к работе "под копирку", а запреты будут несоразмерны по сравнению с потерями, которые принесут. Впрочем, как показывает практика — вводить слишком жёсткие меры и не помогает.
"То, как кривая падала — очень чётко коррелируется именно с мерами, которые вводились относительно вакцинирования. Но даже при самых жестких ограничениях заболеваемость и смертность продолжали расти. Поэтому пока всё говорит о том, что вакцинирование — наиболее эффективно, — считает Александр Ружинский. — При всём понимании, что человеческие жизни превыше всего, нельзя одно лечить, а другое — калечить. Мне кажется, что совместный накопленный опыт по взаимодействию с властями в том числе позволяет очень точечно, адресно и безболезненно вводить ограничения, если они будут необходимы. А для этого нужен диалог: сохранять каналы связи открытыми, создавать новые, советоваться с профессиональным сообществом. Мы точно знаем, как корректно ввести ограничения, если их не избежать".
Автор: Гавриил Григоров/ТАСС
Словом, сейчас предпринимателям как никогда требуется помощь и заинтересованность со стороны власти. А государству в целом и городскому правительству — в частности, — следует проявить гибкость и внимательнее относиться к специфике предприятий. Однако и "как раньше" в плохом смысле, похоже, действительно не будет: все понимают, что убивать экономику чрезмерно жёсткими превентивными мерами сейчас просто нельзя.
Но стоит сказать, что несмотря на оправданные опасения бизнеса насчёт "завтра", власть не рубит с плеча и заранее готовится к дальнейшему росту заболеваемости: в городе заранее открывают ковидные стационары, пока только рекомендуют, а не заставляют соблюдать масочный режим в общественном транспорте и местах, делать прививки, проходить ревакцинацию. А если учитывать, что в федеральном Роспотребнадзоре самую высокую волну коронавируса в Петербурге ждут к зиме, времени на подготовку более чем достаточно. Минимум — чуть менее месяца, — если учитывать традиционный всплеск к осени.
Автор: Лидия Верещагина
И хотя связанные с ковидом переживания в общей массе отошли далеко на второй план из-за всем известных событий, важен сам факт, что возможное ужесточение ограничений обсуждается заранее: властями и санитарными врачами, в бизнес-среде, СМИ, да и просто за чашкой кофе на кухне. Потому что последние несколько месяцев напомнили, каким мир был прежде — до вездесущих QR-кодов, масок и санитайзеров. И самое главное, что при консолидации усилий и грамотном подходе он может оставаться таким и дальше. Особенно если минимальная цена за это — посещение прививочного кабинета, — не так уж высока.