Не время для дискуссий: обсуждать генплан Петербурга будут всего неделю

Подготовка нового генплана вышла на финишную прямую: Смольный объявил о начале общественных слушаний по нему. Правда, продлятся они всего неделю, потому что недружественные силы не дремлют.

Хотя формально обсуждения начались, обсуждать пока нечего: граждан лишь уведомили о сроках. Материалы будут доступны на сайте комитета по градостроительству и архитектуре с 4 по 10 августа, то есть всего неделю, что, очевидно, не очень много для такого большого документа. В этот же период проводятся консультации для граждан, а также принимаются предложения и замечания.
"Видимо, первую неделю обсуждать следует чиновников из Смольного, которые так организовали процесс", — шутят в “Живом городе”. Классических очных слушаний не будет — предусмотрен только дистанционный формат, который начали активно использовать с распространением коронавируса. По городскому закону "О порядке организации и проведения публичных слушаний…" при обсуждении генерального плана "срок проведения экспозиции не может быть менее 35 дней". То есть в нормальной ситуации он должен быть в 5 раз длиннее.

Недружественные действия ускоряют

Однако в марте был принят федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который по статусу выше городского. По нему срок проведения общественных обсуждений по проектам генеральных планов с момента оповещения жителей до опубликования заключения не может превышать 1 месяц. Очевидно, в Петербурге воспользовались этой нормой и сократили сроки экспозиции, чтобы уложиться в месяц при подготовке заключения. Федеральный закон принят для сокращения сроков строительства и защиты "от недружественных действий иностранных государств и международных организаций".
Помимо собственно проекта генплана предметом обсуждения (в соответствии с постановлением об объявлении слушаний) являются, в частности, "копии согласований проекта, полученных в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Санкт–Петербурга". В Федеральной информационной системе территориального планирования по–прежнему нет сведений о согласовании этого проекта Минэкономразвития и Минкультуры. В Минэкономразвития ранее говорили, что не уполномочены согласовывать генеральные планы, в Смольном же трактовали Градкодекс иначе. Возможно, в разрешении коллизии помог тот же весенний закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который установил месячный срок согласования проектов генпланов.

Пять раз задержанный

Действующий генплан Петербурга был принят в 2005 году. Постановление Смольного о подготовке проекта изменений в генеральный план было выпущено в сентябре 2016 года. По актуальной редакции проект закона должен быть "подготовлен и представлен на рассмотрение правительства Санкт–Петербурга" до 31 августа нынешнего года. Первоначально стоял срок — до 1 сентября 2018 года, но его продлевали 5 раз, то на год, то на полгода. Таким образом, общая задержка составила 4 года. Сначала задержки в КГА связывали с тем, что позже, чем планировалось, была утверждена стратегия социально–экономического развития города. Позднее, как отмечал губернатор Александр Беглов, к проекту возникли замечания нескольких органов власти, в том числе правительства Ленобласти.
Впоследствии эти замечания были отражены в протоколах комиссии по внесению изменений в генплан. В частности, из проекта попросили убрать несколько развязок, "не предусмотренных документами стратегического и отраслевого планирования РФ" (экс–глава экспертной группы комиссии по горхозу ЗакСа Александр Карпов предположил тогда, что это связано с разным видением петербургских и федеральных властей по распределению финансирования и развязки будут отражены уже как региональные объекты, то есть находящиеся в зоне ответственности регионального бюджета).
Кроме того, например, в проект были добавлены новые мусорные полигоны в Петербурге и Ленобласти (напомним также, что в проекте есть специальная зона складирования и захоронения отходов), а также на карту нанесены границы береговых полос.
Наконец, как отмечали в разговорах с "ДП" чиновники, наложились выборы в ЗакС, после которых пришлось менять состав профильных комиссий. Глава одного из муниципалитетов Павел Швец описывает ход событий несколько иначе: "Чтобы внести новый генплан, потребовалось переизбрать целый городской парламент".

Без пульсации

Между тем 1 марта 2021 года истёк расчётный срок действия нынешнего генплана, который тоже уже не раз переносился и первоначально истекал в 2015 году (вместе с продлением сроков в документ вносилось и множество других, локальных правок, так что всё громче звучали опасения, что документ перестаёт справляться с функцией стратегического планирования развития города). Однако, по мнению губернатора, достижение расчётного срока не прекратило действие закона о генплане — "расчётный срок не является пресекательным".
Из фундаментальных вещей в новом генплане из преамбулы убран запрет на застройку полей и других свободных пространств между Петербургом и пригородами. Как объясняли источники "ДП", автор трёх предыдущих генпланов Петербурга — Ленинграда Валентин Назаров считал, что главная задача архитектора и генерального плана — "соблюдать пульсацию застроенных и незастроенных пространств". Но он не мог предвидеть процессы, которые стали следствием появления частной собственности (многие бывшие сельхозполя принадлежат застройщикам). А кроме того, застройка подошла к городу со стороны области.
Также в новом генплане отчасти пересматривается система функциональных зон (в том числе для приведения документа в соответствие с классификатором видов разрешённого использования земельных участков). В особенности широко обсуждалось, с подачи депутата ЗакСа нескольких созывов Алексея Ковалёва, объединение рекреационных зон пляжей и спортивных объектов в одну, что, по опасениям общественности, может привести к застройке прибрежных территорий. В КГА заверяли, что застройки пляжей не будет, а конкретные регламенты использования территорий определят правилами землепользования и застройки.
Из других важных в масштабе города изменений можно вспомнить изменение коридора Ново–Адмиралтейского моста (его хотят сдвинуть на 300 метров выше по течению Невы). Также изменён подход к другому планируемому к постройке мосту, Арсенальному. Съезд с него доведён до Шпалерной ул. через территорию Главной водопроводной станции.
В градостроительном блоке Смольного считают проект нового генплана сбалансированным. Там не происходит сокращение зелёных насаждений, сдерживается ограничение промышленных территорий и даже существенно уменьшается доля жилых зон.
После проведения общественных обсуждений городское правительство должно будет направить проект генплана на утверждение в ЗакС, поскольку этот документ имеет характер городского закона.
Недели для обсуждения генерального плана Петербурга абсолютно недостаточно. Более того, я считаю, что должна быть предусмотрена ещё одна процедура помимо обычных публичных слушаний и помимо рассмотрения законопроекта депутатами ЗакСа. Я говорю о процедуре обсуждения на экспертных советах разного состава, рассчитанных именно на экспертов, а не на простых горожан. Одно из мест, где такое обсуждение может вестись, — это градостроительный совет. Более того, формально сегодня экспертного обсуждения для проекта генплана не требуется вообще. Во всяком случае в Градостроительном кодексе, насколько я помню, на этот счёт нет никаких указаний. Генеральный план настолько сложный и настолько важный для нашего города документ, что он, как я считаю, должен обсуждаться с экспертами. Может быть, даже в течение нескольких месяцев. Кстати, подобные экспертные обсуждения уже были при рассмотрении генерального плана 2005 года. Тогда была масса дискуссий с экспертами. А вот при последних значимых корректировках 2018 года разного рода обсуждений было уже недостаточно. Экспертных дискуссий, по сути дела, не было — сообщество тогда было проигнорировано.
Владимир Линов
Доцент кафедры архитектурного проектирования СПбГАСУ
Те, кто хотел подать заявки на внесение изменений в генплан (я имею в виду застройщиков), наверное, уже подготовили их или подготовят в течение этой недели. А гражданам надо сначала показать изменения, прежде чем они могли что–то предлагать. Презентуют проект, люди посмотрят, что у кого, и в зависимости от этого подадут поправки. Понятно, что всё это в ускоренном режиме. И что на это, по–хорошему, должно было быть больше времени. Но у нас, даже если бы времени было больше, не думаю, что что–то сильно бы изменилось.
Владимир Аврутин
Замгендиректора института территориального развития
Сделать что–то хорошее для жителей этого города становится всё труднее и труднее. Тому свидетельство и нынешняя процедура с коротким сроком обсуждений и подачи замечаний. Если бы действительно хотели, чтобы люди поучаствовали, всё было бы организовано не так. А то, как организовано, явно направлено не на привлечение петербуржцев к обсуждению развития города.
Анна Капитонова
Юрист в сфере культурного наследия, градозащитник