Александр Вялков: "ВТБ нацелен на комплексное обслуживание семей с детьми"

Автор фото: Сергей Ермохин

Первое полугодие для банковской розницы было неоднородным. В начале года рынок фиксировал нетипично высокую кредитную и сберегательную активность населения, в апреле интерес к заёмным средствам "охладился", в мае на фоне поэтапного смягчения политики регулятора, существенного снижения ставок объёмы выдач кредитов снова стали расти, а интерес к сберегательным инструментам стабилизировался. О том, как будет развиваться ситуация на розничном рынке во втором полугодии, в интервью "ДП" рассказал Александр Вялков, начальник управления розничных продаж ВТБ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Вы уже третий год курируете розницу ВТБ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. За это время банк сталкивался с несколькими волнами экономической турбулентности. С какими результатами удалось закрыть первое полугодие?
— В первом полугодии ситуация в розничном бизнесе несколько раз кардинально менялась, а в конце февраля-марте это происходило, без преувеличения, ежедневно. Если в январе объём продаж по кредитам наличными у нас достигал 4 млрд рублей, то в марте он скорректировался до 700 млн. Неравномерно распределялся спрос на ипотеку — в марте, когда клиенты спешили оформить кредиты по старым условиям, выдачи превысили 11 млрд рублей, а уже в апреле после резкого роста ставок снизились более чем в два раза. На фоне экстремально высоких ценовых параметров клиенты не были готовы брать деньги под высокие проценты, потенциальные заёмщики отложили планы и перешли в режим ожидания. В мае на фоне стабилизации экономической ситуации Банк России начал снижать ключевую ставку, что отразилось на стоимости кредитов, и спрос на них стал повышаться.
В июне мы уже фиксировали устойчивый рост продаж по всем продуктам. Общие выдачи по сравнению с маем увеличились на 70% и приблизились к 12,5 млрд рублей. Две трети заняла ипотека — 8,5 млрд рублей, это почти в два раза больше майского результата. Продажи кредитов наличными выросли более чем на треть и составили 3,3 млрд рублей. Автокредитов выдали на 600 млн — это также на треть больше, чем в мае.
Всего по итогам первого полугодия в Санкт-Петербурге и Ленобласти банк выдал физлицам 66 млрд рублей. За это же время нам удалось нарастить розничный кредитный портфель более чем на 5%, преодолев планку в 400 млрд рублей. По нашим оценкам, во втором полугодии, особенно в случае дальнейшего снижения регулятором ключевой ставки, спрос на кредиты продолжит расти. Тем не менее, по итогам года розничное кредитование из-за сокращения числа сделок весной не повторит результатов прошлого года.
Александр Вялков, начальник управления розничных продаж ВТБ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Автор: Сергей Ермохин
Как в новых условиях развивается ипотечный рынок, что выступает его драйвером?
— Ипотека — единственный продукт, по которому мы увеличили объём выдач даже относительно первого полугодия прошлого года. За шесть месяцев более 8 тыс. жителей Петербурга и области оформили в ВТБ жилищные кредиты на 45,5 млрд рублей. Ипотечный портфель с начала года вырос более чем на 10% и превысил 252 млрд рублей. Во многом это результат активной работы по госпрограммам, которые были значительно выгоднее банковских и, более того, расширены. В первом полугодии на них пришлось 70% выданных ипотечных кредитов в регионе. Господдержка позволила клиентам не отказываться от планов по покупке жилья даже в период заградительных ставок. Всего за первое полугодие кредиты на льготных условиях в ВТБ оформили 6,2 тыс. петербургских клиентов. Более 3 тыс. заёмщиков получили "семейную ипотеку" на 20,5 млрд рублей. Примерно такое же количество клиентов воспользовались основной льготной программой, объём сделок по ней составил почти 13 млрд рублей.
Для тех, кто по тем или иным причинам был вынуждены оформить ипотеку по заградительным ставкам, мы запустили рефинансирование. Действующая программа позволяет им снизить платёжную нагрузку более чем в два раза — до 9,9% годовых. Это одно из наиболее выгодных предложений на рынке. Для ипотеки, оформленной с 1 марта по 25 июня включительно, не нужно ждать полгода, чтобы ее рефинансировать. По нашей оценке, основная часть заёмщиков — как наших, так и других банков — уже снизили свою платёжную нагрузку.
На фоне поэтапного смягчения денежно-кредитной политики и стабилизации ситуации в экономике к июлю ставка по собственным ипотечным программам банков вновь стала однозначной. В этих условиях мы рассчитываем на дальнейший рост выдачи жилищных кредитов. В первую очередь, ждём "оживления" рынка вторичной недвижимости, который в период экстремально высоких ставок фактически встал. Судите сами: если в январе доля "вторички" в продажах занимала 30%, то к маю она снизилась более чем в два раза. В июне мы уже увидели активизацию сегмента — на фоне реализации отложенного спроса число сделок пошло в рост. Рассчитываем, что во втором полугодии вторичный рынок будет постепенно возвращать свои позиции в объёмах продаж.
Насколько востребованы кредитные каникулы в текущих условиях?
— Ещё во время первой волны пандемии мы запустили собственные кредитные каникулы. По ним действует упрощённая схема подачи заявок — не нужно приходить в офис и предоставлять подтверждающие документы. Предлагаем клиентам и государственные программы. В рамках последних за отсрочкой платежей в Санкт-Петербурге и Ленобласти с начала года к нам обратилось около 9 тыс. розничных клиентов. Спрос существенно ниже, чем мы наблюдали в первую волную пандемии: тогда примерно за аналогичный период к нам поступило около 20,5 тыс. заявок.
На минимизацию задержек с платежами, по нашим наблюдениям, влияет растущая финансовая грамотность заёмщиков — с каждым годом они всё внимательнее следят за графиком платежей.
Как сказалась рыночная турбулентность на сегменте сбережений? Удалось ли по итогам полугодия вернуть деньги вкладчиков на депозиты?
— В начале весны мы, как и все игроки банковского рынка, столкнулись с оттоком средств. Однако ситуацию удалось быстро стабилизировать благодаря беспрецедентно высоким ставкам по депозитам: доходность по вкладам превышала 20%. Начался обратный процесс — люди снова принесли в банк сбережения, причём не только те, которые сняли со счетов в конце февраля, но и другие свободные деньги.
Несмотря на постепенное снижение ставок, мы видим, что сберегательная активность клиентов не снижается. Вклады в нашей национальной валюте сегодня являются самым привлекательным инструментом размещения средств. В итоге с начала года портфель рублёвых депозитов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области вырос в 1,5 раза и составил 232,5 млрд рублей. Объём средств на накопительных счетах по итогам полугодия сохранился на уровне начала года — около 114 млрд рублей.
В последние несколько лет российские банки "переживали" цифровую трансформацию. Повлияли ли события первого полугодия на ваши планы по развитию сети отделений?
— Даже в условиях цифровизации отделения остаются востребованным каналом обслуживания, поэтому нам важно сохранить для клиентов выбор способа получения услуг. Например, на севере города у нас есть точка продаж, в которой ежедневный клиентопоток на протяжении многих лет превышает 200 человек. Для одного отделения — это весомая нагрузка. При этом ситуация не меняется: клиенты приходят именно туда, хотя рядом мы открыли ещё одно. Важность наличия широкой сети показали и события конца февраля − начала марта. Тогда большое количество клиентов предпочли решать вопросы при личном общении с сотрудником банка: кто-то торопился оформить ипотеку, другие оформляли или закрывали вклады, третьих волновала невозможность оплаты со смартфонов и приостановка работы мобильных приложений. В результате клиентопоток в наших офисах в Санкт-Петербурге вырос в 3–5 раз даже по сравнению с декабрьскими пиковыми значениями.
Сегодня у нас порядка 90 офисов в городе, в Ленобласти ВТБ присутствует в большинстве районов. С точки зрения рентабельности и удобства для клиентов, безусловно, какие-то точки мы будем закрывать, но и откроем новые. В первом полугодии банк полностью удовлетворил потребности в обслуживании жителей востока города. До конца года планируем запустить новые точки продаж в Красносельском и в Московском районах. На площади Карла Фаберже недавно представили большой офис нового формата, который теперь тиражируем на другие регионы России. В этих отделениях особая атмосфера за счёт нового дизайна и зонирования. Много открытых пространств, мест для общения со специалистами, всё направлено на персональный подход, который сегодня особенно требуется нашим клиентам. При этом сохраняется акцент на технологичность, процесс оформления продуктов полностью оцифрован и не отнимает лишнего времени.
В чём вы сегодня видите основную задачу розничного бизнеса?
— ВТБ всегда был одним из ключевых участников социальной политики, а на фоне пережитой пандемии, событий этого года — поддержка населения стала для банка первым приоритетом. Мы хотим не только участвовать в реализации тех мер, которые предпринимает государство, но и развивать их, предоставлять клиентам дополнительные преимущества. В первую очередь, банк нацелен на поддержку семей с детьми. В июне мы первыми на рынке запустили ипотеку всего под 3% для многодетных клиентов. К ставке государственной "семейной ипотеки" ВТБ предоставляет дополнительный дисконт, кроме того — бесплатно страхует всех детей в семье от онкологических заболеваний.
У нас также предусмотрены дополнительные выплаты на карту при рождении ребенка, получении пенсии, бесплатные страховки для уязвимых групп населения, в том числе от мошенничества, и мы планируем расширять список этих льгот. Особое внимание банк уделяет удобству получения различных соцвыплат. В нашем интернет-банке и мобильном приложении запущен сервис, интегрированный с порталом Госуслуг. С его помощью можно в несколько кликов оформить заявление на получение пособия — все данные загрузятся автоматически.
Глобально мы нацелены на комплексное обслуживание и поддержку семей на всех жизненных этапах. На наш взгляд, адресная поддержка населения должна стать приоритетом для всех участников розничного рынка, это будет менять к лучшему качество жизни в нашей стране.
Справка
Александр Вялков родился в 1964 году в Приморском крае, окончил Дальневосточный государственный университет. Работал в приморском отделении Сбербанка России, затем — в дальневосточном филиале Альфа-Банка. С 2006 года — в Группе ВТБ. В июле 2020 года возглавил управление розничных продаж банка в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.