Российские компании займут нишу производителей зарядок для электрокаров

Автор фото: Сергей Ермохин

Уход международного производителя зарядок для электромобилей не повлияет на развитие отрасли в Петербурге. Российские компании уже готовы осваивать рынок.

Шведско–швейцарский концерн ABB, один из крупнейших мировых игроков на рынке энергетического машиностроения, 21 июля объявил об окончательном уходе из России. Компания перестала принимать новые заказы ещё в начале марта, но до сих пор продолжала выполнять обязательства по ранее заключённым контрактам.
Одним из направлений деятельности ABB в России была продажа электрозаправочных станций (ЭЗС) для электромобилей. В числе клиентов корпорации значится ПАО "Россети Ленэнерго" — лидер по развитию зарядной инфраструктуры на Северо–Западе. В эксплуатации "Ленэнерго" в Петербурге и Ленобласти находятся 54 ЭЗС. Ещё в 2017 году ABB поставил "Ленэнерго" 35 ЭЗС быстрого типа, а в 2020 году компании совместно ввели в работу три объекта на федеральной трассе "Скандинавия" в Ленинградской области.
"Ленэнерго" развивает собственную сеть заправок параллельно с городской программой. До конца 2025 года энергокомпания намерена установить ещё 80 станций, 20 ЭЗС собираются ввести уже в 2022 году. При этом уход ABB с рынка не нарушит планов организации по развитию инфраструктуры.
"Компания активно сотрудничает с российскими заводами — производителями зарядных станций, тщательно отбирая надёжных, для реализации собственной программы по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей на период до 2025 года, утверждённой в прошлом году советом директоров", — сообщают в пресс–службе ПАО "Россети Ленэнерго". В ближайшее время запланирован монтаж колонки на парковке ТЦ "Жемчужная плаза", новые станции также появятся возле "Мега Парнас" и "Мега Дыбенко", а также на АЗС "Роснефти", "Газпром нефти" и "Татнефти".
Как поясняет председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключённого транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева, доля ABB по сравнению со всем российским рынком ЭЗС была незначительна. В то же время и отечественные компании уже освоили выпуск станций.
"У нас большое количество производителей. Это и “Парус электро”, и ПСС, и Rewatt, “Силовые машины” уже заявились. Я могу долго перечислять, наверное, уже больше 15 российских компаний производят зарядки", — говорит Ия Гордеева. При этом, по её словам, и "Ленэнерго" пользуется оборудованием не только ABB, но и других европейских производителей.
Конкурировать с западными игроками вполне способны и производители из дружественных стран. На сайтах российских интернет–магазинов быстрые ЭЗС модели Terra 53 от ABB продаются по цене порядка 4 млн рублей. В то же время на индийских маркетплейсах можно найти идентичные по дизайну и характеристикам станции от местных производителей за 350 тыс. рупий (по текущему курсу — примерно 250 тыс. рублей).