Помощь утопающим: субсидии на покупку контейнеров объединят перевозчиков

Автор фото: Михаил Тихонов

Субсидии на покупку контейнеров и грузовых судов могут помочь крупным отечественным перевозчикам. Малым компаниям придётся кооперироваться.

Правительство России продолжает разрабатывать меры по поддержанию логистического сектора в условиях санкционного кризиса. 11 июля на портале проектов нормативно–правовых актов появилась инициатива Минтранса РФ о субсидировании ставок по кредитам, выдаваемым на приобретение грузовых судов и контейнеров. Публичное обсуждение предложения продлится до 29 июля.
Согласно проекту постановления правительства, перевозчики и логистические компании смогут получать кредиты под 4% годовых. Остальную часть (но не более 9% коммерческой ставки) банкам будет возмещать министерство транспорта. При этом отмечается, что если в отчётном периоде ЦБ РФ установит учётную ставку выше 10% годовых, то кредитная организация имеет право повысить размер процента для заёмщика — но исключительно на период, пока действует увеличенное значение.
Средства выдадут на приобретение или фрахт грузовых судов и контейнеров для их использования во внешней торговле, причём они обязательно должны будут регистрироваться в российском реестре. Ещё разрешается потратить деньги на заключение долгосрочных контрактов с операторами морских линий, но только в целях экспорта грузов.
Льготная ставка должна предоставляться до истечения срока действия договора, но не более чем на 10 лет.

Нужны не только деньги

Решение правительства направлено в первую очередь на то, чтобы помочь отечественным перевозчикам обзавестись достаточным количеством собственных контейнеров и, главным образом, грузовым флотом. Как полагают опрошенные "ДП" аналитики, меры по субсидированию позволят российским предприятиям организовать собственный грузовой флот, но не в ближайшей перспективе, а на горизонте многих лет, так как механизм предусмотренной помощи не столь широк.
"Транспортные компании сейчас испытывают серьёзные сложности не только из–за дефицита контейнеров для перевозок, но и из–за закрытия для них множества границ в странах ЕС, в том числе для транзита. На этом фоне объёмы перевозок резко упали, что привело к снижению прибыльности. Поэтому данная мера скорее поможет им “оставаться на плаву” в обозримом будущем, нежели резко увеличить собственный грузовой флот", — рассказывают в ИК "Фридом Финанс".
Инициатива Минтранса действительно может помочь транспортным компаниям на короткой дистанции, соглашается доцент факультета бизнеса, таможенного дела и экономической безопасности СПбГЭУ Александр Дмитриев. В условиях снижения объёмов грузоперевозок, простаивающих портов и невостребованности товаров, которые до 24 февраля Россия отправляла на экспорт, многие игроки рынка не могут восполнять свои затраты, поэтому субсидирование поддержит их какое–то время.
Но одновременно с этим, отмечает Александр Дмитриев, со стратегической точки зрения необходимо развивать собственный выпуск контейнеров, которые сегодня по большей части производятся в Юго–Восточной Азии. Также в приоритет необходимо поставить строительство грузовых судов, так как фактически последние годы у основной части российских компаний отсутствовал собственный флот.
"Тот, который был ранее, в частности у Балтийского морского пароходства, — всё это ушло, мы долгое время пользовались услугами иностранных морских линий. Наши компании по сути вынуждены были отдавать морские перевозки на аутсорсинг", — поясняет эксперт. Поэтому, по его мнению, имеет смысл, по аналогии с проектами в авиационной сфере, разрабатывать федеральные программы по судостроению и разработке терминального оборудования.
Похожие соображения высказывают и другие специалисты. "Ещё одной эффективной мерой поддержки могла бы стать покупка государством и создание собственного транспортного флота для дальнейшей сдачи в лизинг транспортным компаниям. В таком случае дополнительные затраты компаний снизились бы и они смогли бы быстрее выйти из кризиса", — полагают аналитики ИК "Фридом Финанс", указывая, что разумно было бы предоставлять такую субсидию лессорам, у которых основной объём средств ушёл бы как раз на приобретение судов.

Ничего не бывает "просто так"

Однако стоит отметить, что проект постановления не предполагает безоговорочную выдачу субсидий. Как сказано в документе, материальная помощь должна привести к достижению конкретного результата: по итогам реализации проекта, на который выделены деньги, отношение выручки от грузооборота к выданной сумме должно составить не менее 100. В ином случае банк обязан взыскать с заёмщика размер выданной Минтрансом дотации. Сама же кредитная организация возвращает правительству деньги вместе со штрафом в размере 1 / 300 ставки ЦБ за каждый день с момента их выдачи.
Таким образом, во–первых, банкам придётся особенно тщательно проверять потенциальных получателей средств, а во–вторых, жёсткие требования могут отпугнуть транспортные компании. Ведь с учётом постоянно меняющейся (пока обычно в худшую сторону) обстановки перевозчикам тяжело строить долгосрочные стратегии. Собственно, это одна из причин, почему им вообще требуется помощь правительства.
Как отмечает Александр Дмитриев, обсуждаемые субсидии, скорее всего, коснутся только больших морских перевозчиков. "Малые и средние компании, конечно, такие критерии не выдержат. Это уровень FESCO, крупных линий, которые уже давно работают и, я думаю, с лёгкостью преодолеют поставленную планку", — полагает эксперт.
В то же время Александр Дмитриев указывает, что для малых организаций возможным выходом из положения может стать объединение в альянсы — по аналогии с крупными международными перевозчиками. Это допускается по условиям, описанным в проекте постановления.
Например, с 2015 года в таком "союзе 2M" состоят Maersk и MSC (вместе занимают 34% мирового рынка, по данным Alphaliner). The Alliance включает в себя Hapag–Lloyd, ONE, Yang Ming и с начала 2020 года ещё HMM — вместе эти четыре оператора занимают около 18% рынка.
"Если компании будут укрупняться, совместно выполнить и реализовать субсидируемый проект будет достаточно легко", — считает Александр Дмитриев.
При этом эксперты не считают, что все российские компании сразу же встанут в очередь за помощью Минтранса. "У большого количества организаций упали объёмы перевозок. Многим дополнительный транспортный флот сейчас просто неактуален", — замечают в ИК "Фридом Финанс", добавляя, однако, что данное постановление всё–таки сможет значительно снизить угрозу острого дефицита контейнеров.

Поскупиться не получится

В Минтрансе не сообщают о том, сколько денег запланировано выделить перевозчикам. Пока указывается только, что определённый "лимит бюджетных обязательств" существует. По прогнозам Александра Дмитриева, объём программы должен составлять не менее 1 трлн рублей.
"Речь идёт о морских перевозках, а сейчас для программ по внутренним водным маршрутам выделяются сотни миллиардов. Морской транспорт — это совершенно иной порядок и больший объём", — резюмирует эксперт.