Встретимся через три года: мечты об импортозамещении столкнулись с реальностью

Автор фото: Ермохин Сергей
Запасов авиационной, дорожной и прочей транспортной техники в России хватит на 3–4 года, признался спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов на итоговой коллегии Минтранса РФ.
Вице–премьер Марат Хуснуллин подтвердил опасения коллеги, но уже по строительному рынку. "Несмотря на санкции, у нас нет вопросов по строительным материалам, однако на стройках занято большое количество импортной техники. Год–два–три она проработает, а дальше надо думать, чем её заменять", — отметил чиновник.
Можно было бы поверить, что "всё будет, всё наладится, Россия станет великой и независимой от Запада". Но есть нюансы. Учитывая, что доля импорта в парке крупнейших дорожно–строительных подрядчиков достигает 80–90%, ситуация выглядит пугающе. Тем более некоторые участники рынка уже заявляют, что запасы отдельных комплектующих на складах стремительно тают либо полностью закончатся к концу года.
Ключевой вопрос сейчас — кто нам поможет. Белорусы как ближайшие соратники сильны техникой для сельского хозяйства, закрыть потребности остальных отраслей они вряд ли способны. Надеяться на Китай, как оказалось, можно не во всех случаях. Судя по последним новостям, бизнес из Поднебесной боится санкций и ищет обходные пути для возможности поставок техники в Россию. Пока выход не найдётся, отсутствие одного китайского микрочипа способно остановить конвейер на каком–нибудь уральском машиностроительном заводе.
Отечественное гражданское машиностроение без остального мира рискует впасть в состояние оцепенения. Статистика Минэкономразвития показывает, что сигналы об упадке становятся всё заметнее. Так, суммарный рост производства по сравнению с январём–мартом прошлого года в пяти машиностроительных отраслях составил 3,1%. Но положительный результат в I квартале уже сменился резким спадом, который достиг 7,6% в годовом сравнении.
Мечты об импортозамещении столкнутся с жёсткой реальностью в ближайшем будущем, ждать 3–4 года для этого не понадобится. Трагедия для бизнеса в сложившихся обстоятельствах связана ещё и с тем, что новую спецтехнику никто просто так не подарит. Её нужно будет покупать, чтобы заменить вышедшие из строя самосвалы или краны из недружественных стран. Сумма расходов может стать неподъёмной. Поэтому как будут ремонтировать дороги, строить дома и на чём все мы будем летать — сегодня понимания нет.