Бегут толпой: западный бизнес строем покидает Россию

Автор фото: Вдовин Сергей
Редкий день обходится без сообщений о прекращении работы в стране той или иной иностранной компании. Вчерашний не исключение. Об уходе из страны объявили сразу несколько крупных игроков.
О приостановке деятельности в стране заявил французский производитель шин Michelin. Его производство в подмосковном Давыдово стоит с середины марта, возобновление работы, как говорят в компании, "технически невозможно, в частности из–за проблем с поставками в условиях общей неопределённости". Чуть позже решение о "контролируемом уходе" с российского рынка принял другой крупный производитель шин — Nokian Tyres.
Решение о передаче своего российского подразделения топ–менеджерам вчера озвучил и финский производитель лифтов и эскалаторов Kone. Было заявлено, что после того, как сделка будет закрыта, корпорация и бренд Kone покинут российский рынок, а оставшаяся в России компания начнёт функционировать самостоятельно и под другим названием.
Ближе к вечеру о сворачивании деятельности в России заявила британская Diageo plc, один из крупнейших в мире производителей алкоголя. Компания известна своими брендами Smirnoff, Black Label, Johnnie Walker, J&B, Guinness, Baileys, Captain Morgan, Gordon's и др. "После прекращения экспорта и продажи готовой продукции нашим клиентам в России в марте мы приняли непростое решение о вынужденном постепенном сокращении коммерческой деятельности в стране", — заявил представитель компании.
Три месяца назад первые сообщения об уходе известных брендов в основном порождали эмоции — удивление, недоумение, печаль, у кого–то восторг. Сейчас — вопросы: кто займёт освободившееся места, в какую цену такая замена обойдётся потребителям, смогут ли российские менеджеры сохранить оставшийся без иностранных собственников бизнес?
В относительных величинах исход иностранного бизнеса пока не критичен. Например, как сообщали СМИ, покинуть Россию решили менее 5% работающих здесь немецких компаний и 2,4% японских. Однако о сворачивании заявляют высокотехнологичные гиганты, занимающие ведущие позиции в своих сегментах рынка. Чтобы их заместить, важно для начала сохранить уже имеющиеся компетенции, а потом развиваться с удвоенными силами. Иначе в скором времени нас снова накроют эмоции, и, скорее всего, негативные.