Градозащитники требуют изъять у собственника разваливающуюся дачу в Ольгино

Автор фото: t.me/sos_snos

Владелец объекта давно и безуспешно пытается продать его за 65 млн, а КГИОП не может добиться ремонта.

В одном из градозащитных телеграм–каналов призывают обращаться в прокуратуру в связи с опасностью "утраты двух деревянных памятников архитектуры: дачи Мюзера и дачи Шауба (Ташейт)". "Собственники доводят их до необратимой аварийности, а КГИОП не использует полномочия по изъятию с целью реставрации", — утверждают активисты. Один из них, дача Шауба, давно выставлен на продажу. "Участок продаётся, 33 сотки, ИЖС, всё городское", — сообщил "ДП" агент.
Деревянный дом постройки 1911–1913 годов по проекту архитектора Василия Шауба известен также как дача Ташейт. После 1942 года находился во владении совхоза "Оборона". До 2011 года здание оставалось многоквартирным жилым домом. Он был расселён в связи с аварийностью на основании распоряжения губернатора города за 1997 год и по тому же распоряжению первоначально предполагался к сносу. Право собственности, по данным ЕГРН, с 2014 года зарегистрировано на физическое лицо.
Но в 2001–м здание включили в перечень выявленных памятников, а впоследствии признали региональным объектом культурного наследия. При этом, как установили суды, КГИОП долгое время "не направлял в органы государственной регистрации, администрацию Санкт–Петербурга каких–либо уведомлений об охранном статусе дома, не предъявлял требований о выполнении обязанностей по сохранению объектов культурного наследия". Что затем помешало комитету добиться его ремонта и реставрации.
В 2015 году, опять же по материалам судебных заседаний, КГИОП провёл осмотр здания и выяснил, что оно "находится в неудовлетворительном состоянии". Приморский районный суд назначил было собственнику наказание в виде штрафа, но впоследствии этот штраф был отменён в апелляции по истечении срока давности и в связи с тем, что "отсутствует описание объективной стороны вменяемого правонарушения". Также КГИОП направил собственнику предписание в течение полугода выполнить консервацию здания, но она, как установила проверка, не была выполнена.
В 2016–м КГИОП подал новый иск против собственника в Приморский райсуд. Комитет на этот раз требовал в течение полугода законсервировать здание, а в течение 2 лет отреставрировать его. Собственник с такими требованиями не согласился: он сообщил суду, что "о статусе принадлежащего ему индивидуального жилого дома как объекта культурного наследия ему стало известно из искового заявления по настоящему делу".
Этот довод имел эффект. Правосудие отклонило иск комитета, сославшись на отсутствие охранного обязательства, выданного собственнику здания, и отсутствие доказательств уведомления его об этом. Возможно, что решение имело значение прецедента. Во всяком случае в последнее время КГИОП не требует от собственников зданий–памятников проведения на них реставрационных работ, если установленный в охранном обязательстве срок ещё не истёк.
В 2017 году КГИОП наконец выдал охранное обязательство на дачу Шауба, в соответствии с которым собственнику необходимо было в течение года выполнить консервацию здания, а в течение 3 лет — произвести реставрацию. На сегодня эти сроки истекли. В июле 2021–го комитет опять обратился в Приморский райсуд с иском против собственника. Материалы по этому делу ещё не обнародованы, но, как видно, в суд пошли уже в связи с истечением срока действия обязательства. Следующее заседание назначено на 12 июля.
Как утверждают представители собственника, руководство КГИОП встречалось с ними, лично посещало дачу (в выходной день) и якобы готово к мировому соглашению.
В КГИОП сообщили "ДП", что "изъятие объекта культурного наследия у недобросовестного владельца не означает его конфискации, а предусматривает выкуп по рыночной цене". В комитете призвали дождаться результатов суда, где КГИОП вновь требует отреставрировать здание. Можно предположить, что наличие на участке деревянного дома–памятника, который даже в случае пожара придётся восстанавливать в прежнем виде, и, скорее всего, из дерева, серьёзно снижает интерес к этому объекту.