Прощай, IKEA: конкуренция заставит меняться российских мебельщиков

Автор фото: Ковалев Петр

Российские мебельщики последние годы активно боролись с европейскими за доверие покупателей. Как изменится рынок после ухода IKEA, рассказал генеральный директор Первой мебельной фабрики Александр Шестаков.

Многие покупали IKEA , так как считали, что наша мебель ниже качеством.
— Мы можем сказать этой торговой группе и другим нашим конкурентам только спасибо. Благодаря конкуренции мы стали ещё качественнее работать и расширили предложение для потребителя. Мебель, которая сегодня делается в России, давно подтянулась к зарубежной в плане разнообразия и актуальности дизайна, а по качеству стала даже лучше. Прошло то время, когда отечественная мебель была однообразной, сейчас это бренды мирового уровня. По соотношению цена/качество наш продукт — один из лучших в мире. Поэтому доля импорта существенно уменьшилась, в 2021 году она составляла около 40%, хотя раньше эта цифра доходила до 57%. Сейчас же импорт занимает всего лишь около 20%, чему наши мебельщики только рады, поскольку у серьёзных производств все мощности не задействованы. Таким образом, с задачей завоёвывать собственный рынок мы справляемся.
Серый рынок остаётся?
— Да, к сожалению, подпольные производства продолжают работать. Их продукция более низкого качества, а также может быть сделана из опасных материалов, содержащих высокий уровень формальдегида. И тем не менее она дешевле — государству необходимо "выдавить" с российского рынка серые производства, так как добросовестные компании, которые создают рабочие места, платят налоги и развивают российскую экономику, находятся по отношению к ним в неравном положении.
Мы с оптимизмом смотрим на корпоративный рынок, который продолжает развиваться. Компании и корпорации расширяются, бюджетные учреждения обновляют интерьеры. И то, что госзакупки и частные предприниматели будут ориентированы на российскую мебель, — хорошая поддержка нашей отрасли.
За счёт чего удаётся удерживать лидерство компании?
— Благодаря постоянной модернизации и обновлению. Сейчас общая площадь производства Первой мебельной фабрики составляет 52 тыс. м2. Проектная мощность установленных на фабрике полностью автоматизированных линий Homag Group и IMA Group позволяет производить 500 тыс. мебельных секций, или 50 тыс. мебельных гарнитуров в год.
В отличие от многих других, мебельная отрасль в нашей стране последние 5 лет не спала, а занималась техническим перевооружением, закупала станки. Открылись новые предприятия, старые станки заменили на новые. Сейчас при производстве используются качественные и экологически чистые материалы — и всё это происходит на европейском оборудовании.
Идея продавать квартиры не просто с отделкой, а с мебелью — ваша же? Вы активно продвигали её? Каковы результаты?
— Пока к единым стандартам оснащения квартир мебелью, утверждённым на государственном уровне, мы не пришли, но движемся в этом направлении.
Если произойдут изменения критериев стандартного жилья, то включение минимальной меблировки окажет существенное влияние на отрасль и обеспечит работу предприятий в привычном режиме. В ином случае производителям будет достаточно сложно выдержать падение спроса. Сейчас на рыночных условиях полностью или частично меблируется более 100 тыс. квартир в год. Эта цифра удвоится, если Минстрой осуществит свои планы по ликвидации очереди льготников на получение жилья до 2030 года.
Зато к программе активно подключились застройщики.
— Да. Первая мебельная фабрика регулярно участвует в тендерах по меблировке новостроек. Мы сотрудничаем с Setl City, ГК "КВС", ГК "Пионер", "Ленстройтрестом", ЦДС, группой "Эталон", "ЛенРусСтроем", "Арсенал–недвижимостью", "Мависом", ПИК и другими. В прошлом году наша компания стала основным партнёром крупнейших российских застройщиков по меблировке квартир.
На самом деле это формат, в котором мы видим минимум двух выгодоприобретателей. Покупатель получает готовый к проживанию объект вместе с ключами от квартиры, в случае ипотечного кредита — стоимость мебели включена в рамки займа. Девелопер приобретает дополнительное конкурентное преимущество при сотрудничестве с надёжными поставщиками, дизайнерскими бюро, известными производителями, что также позволяет повысить привлекательность проекта в глазах потребителя, поэтому это может стать частью маркетинговой стратегии. А в случае ипотечного кредита схема становится интересной и банкам.
В планах фабрики продолжать сотрудничать с застройщиками и расширять географию присутствия. Ожидаем роста и в 2022 году, поскольку современное производство позволяет выпускать большие объёмы качественной мебели по невысоким ценам, что сейчас актуально с учётом роста цен на рынке недвижимости.
Санкции со стороны европейских производителей сильно ударили по производству?
— К сожалению, наша отрасль пока что весьма импортозависима. Фурнитура, химические компоненты и мебельные ткани массово закупались у иностранных компаний. Так, доля импортной фурнитуры у нас составляет 95%. Например, потребность в меламине местное производство может закрыть лишь на 50%, а некоторые компоненты вообще не производятся.
В то же время большинство комплектующих можно производить у нас в стране, и я надеюсь, что так и будет в будущем. Мы на это смотрим с оптимизмом — из данного кризиса наши предприятия выйдут более сильными и менее импортозависимыми. Текущая ситуация позволит нам заместить всё что можно и научиться производить те детали и компоненты, которые раньше производить ленились. Мы будем более мобильны и менее зависимы от какого–то конкретного рынка с точки зрения как поставок, так и сбыта нашей продукции.
Что ждёт отрасль в ближайшее время?
— Поскольку процесс налаживания отечественного производства необходимых комплектующих небыстрый, сейчас предприятия увеличивают закупки у партнёров из Турции. Идёт процесс переориентации. Наша промышленность и так взаимодействовала с Востоком, сейчас это сотрудничество расширится. На качество мебели это нисколько не повлияет, поэтому волноваться не нужно — купленные предметы интерьера совершенно точно будут изготовлены из хороших материалов.
Переориентация происходит и в вопросах экспорта. Если раньше отечественная мебель поставлялась в страны Европы, то сейчас Узбекистан, Казахстан, Иран, а также страны Ближнего Востока — это те рынки, на которые смотрят предприятия, потерявшие сбыт. По объёму они сопоставимы с европейскими, но конкуренция среди мебельщиков в этих странах ниже. Тут наши мебельщики смогут использовать свой главный козырь — соотношение цены и качества мебельной продукции.
Перспективным также является рынок Индии, но выход на него пока что невыгоден. Уже долгое время идёт обсуждение того, что между Россией и Индией нет соответствующих торговых договоров, поэтому мебельщики столкнулись с высокой ввозной пошлиной, которая достигает 30%.