Профессии будущего: как прогнозировать потребности бизнеса на годы вперёд

Трансформация системы образования и подготовка профессионалов будущего в условиях меняющегося мира сегодня стали основными темами для обсуждения между экспертами в области образования, представителями вузов и предпринимателями.

Футуролог Джамаис Кашио, один из ведущих современных мыслителей по версии Foreign Policy, не так давно предложил акроним для описания новой реальности: BANI, что расшифровывается как хрупкий, тревожный, нелинейный и непостижимый. В таком мире разрыв между уровнем подготовки выпускников и потребностями бизнеса постоянно растёт.
Поэтому предприятиям и вузам необходимо сотрудничать, в том числе — создавать специальные обучающие программы. В противном случае компании будут испытывать кадровый голод, а выпускники останутся невостребованными.
Сотрудничество бизнеса и вузов может включать в себя направления от подготовки студентов до прикладных научных исследований, создания программ корпоративного обучения. И такой диалог уже обретает вполне конкретные черты. Один из крупных участников этого процесса в России — Корпоративный университет "Газпром нефти". В числе его проектов — ежегодная конференция "Мы в будущем", где участники знакомятся с передовыми образовательными технологиями и ищут решение актуальных проблем. "Такие мероприятия помогают вузам лучше понимать ожидания работодателей и готовить специалистов, которые будут востребованы рынком", — говорит Роман Квитко, директор дирекции по организационному развитию и работе с персоналом "Газпром нефти".
Кроме того, Корпоративный университет развивает систему "Лига вузов" для стратегического партнёрства "Газпром нефти" с образовательными учреждениями, чтобы работа по всем направлениям была комплексной и максимально прозрачной. "Сейчас в рамках проекта компания сотрудничает с 29 вузами из 14 регионов РФ", — отмечает Илья Дементьев, ректор Корпоративного университета "Газпром нефти".
Одна из самых востребованных профессий в российских компаниях сегодня — инженер. Производственные системы усложняются, необходимы разработки новых материалов и технологий. Особенно востребованы инженеры всех типов — исследователи, технологи, проектировщики, конструкторы — в энергетическом секторе.
"Сегодня у "Газпром нефти" есть базовые кафедры в четырех вузах, а также 29 магистерских программ, в том числе по инженерному делу, в СПбГУ, СПбПУ, Университете ИТМО и других вузах", — рассказывает Марс Хасанов, директор по науке компании.
Есть и другие форматы сотрудничества. Так, 14 научно-образовательных центров и лабораторий, созданных при поддержке компании, выполняют прикладные исследовательские проекты для бизнеса. Они также являются площадками, обеспечивающими постоянную совместную работу бизнеса, науки и образования. Сотрудники научных подразделений "Газпром нефти" учатся в аспирантуре или докторантуре вузов, а специалисты компании регулярно предоставляют практические кейсы для подготовки специалистов в рамках образовательных программ вузов. "Таким образом, это одновременно и научная деятельность, и возможность решить задачи бизнеса", — говорит Михаил Никулин, генеральный директор "Газпромнефть — Промышленные инновации".
При создании магистерской программы компания вместе с вузом определяет, какие инженеры ей нужны, какими знаниями и навыками они должны обладать. Особенно это важно в совершенно новых технологических направлениях, таких как новые материалы, специальная химия или биотехнологии, где важно не только пройти научную стадию разработки, но и воплотить решение в жизнь — создать промышленную технологию с помощью инженерных решений.
Михаил Никулин
генеральный директор "Газпромнефть – Промышленные инновации"
Партнёрства с индустриальными компаниями очень важны для вузов, они помогают поддерживать актуальность информации в образовательных программах и обучать студентов на реальных кейсах бизнеса. Однако важно понимать, что работодатели приходят в вузы с запросами на решение своих текущих проблем, которые за 4–6 лет обучения изменятся. Следовательно, при выстраивании учебных программ вузам нужно не просто учитывать потребности бизнеса, но и стараться спрогнозировать, какие навыки и знания будут востребованы в будущем.
Регина Карачурина
начальник управления развития образования Уфимского государственного нефтяного технического университета