Малый ювелирный бизнес Петербурга оказался под угрозой уничтожения

Автор фото: Сергей Коньков
Ассоциация ювелиров Санкт–Петербурга и региональная организация "Содействие малому бизнесу" обратились к премьер–министру Михаилу Мишустину с просьбой пересмотреть мартовские поправки к Налоговому кодексу РФ. Изменения, о которых идёт речь, подразумевают запрет упрощённой и патентной систем налогообложения для небольших предприятий и ИП, осуществляющих производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов или их оптовую и розничную торговлю. То есть им придётся платить НДС. Согласно подсчётам организации, из–за этого может закрыться 95% малых предприятий отрасли, без работы останутся 200–300 тыс. человек.
В Реестре спецучёта Федеральной пробирной палаты по состоянию на март числится более 19 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства. Сейчас отрасль пытается отсрочить дату вступления в силу закона, который должен начать действовать 1 января 2023 года.

Проще закрыть, чем платить

Янина Гришина, председатель организации "Содействие малому бизнесу", считает, что закон пролоббирован крупными ювелирными сетями. Главное различие состоит в том, что малые предприятия создают уникальную индивидуальную продукцию, а сети продают массовую продукцию, которая создаётся на заводах.
"Ремесленные изделия стоят дороже, но они лучше по качеству. Если люди вкладывают деньги в ювелирку, то они вкладывают их в более качественный продукт. Для нас это выглядит как отсечение сегмента отрасли и борьба за потребительский спрос. Но из–за нынешних изменений себестоимость у малых ювелирных мастерских увеличится и их продукция станет неконкурентоспособной", — объясняет Гришина.
В результате этот сегмент отрасли может либо уйти в теневой сектор, либо просто перестать существовать. Гришина также обращает внимание на то, что, по мнению авторов законопроекта, изменения увеличат поступления в бюджет. Но на самом деле дополнительная налоговая нагрузка является критичной для дальнейшего ведения бизнеса.
Индивидуальный предприниматель Армен Манутян подчёркивает, что малый и крупный ювелирный бизнес слишком сильно отличаются и работают в разных плоскостях. "Ну как можно маленькую шлюпку и большой корабль отправить в большое плавание? Шлюпка не доплывёт. Около 90% из нас однозначно не выживут. На примере своей фирмы я подсчитал, что заплачу теперь в 10 раз больше. Кроме того, нам оказывают услуги небольшие компании, которые не оплачивают НДС, — арендодатели помещения, например. А мы же будем платить, то есть НДС просто превращается в оборотный налог", — объясняет он. По личным подсчётам ювелира, его потери могут составить около 40%.
Если предприниматель закроет свой бизнес до конца года, то он фактически сохранит эти средства в своём кармане. А затем может продавать свои изделия как физлицо: "Ведь любое физлицо имеет право продавать своё имущество. У меня уже выходит экономия. Кроме того, у меня есть старые остатки большой давности, и если я владею имуществом больше 3 лет, то я освобождаюсь от налога. Тем более я могу документально подтвердить, что эти ювелирные изделия куплены не вчера. Выходит, я вообще никому ничего не должен".
Другой альтернативы, кроме как закрыть бизнес, он не видит. Однако жаль увольнять сотрудников.
"У меня хороший коллектив, а многие продавцы со мной работают более 20 лет. И сейчас я буду вынужден им до конца года сказать, что я больше не могу их содержать и работать с ними", — разводит руками Манутян.
При этом он не считает, что МСП составляли большую конкуренцию крупным сетям, так как занимали всего около 20% рынка.

Дискриминация по отраслевому признаку

Анна Романовская из торговой компании "Очень красивое серебро" напоминает, что у малых предприятий нет возможностей наладить массовое производство, чтобы работать от оборота. У них нет крупных заводов и средств на оборудование, рекламу. "Рынок хотят расчистить. Подушка безопасности у сетей гораздо мощнее, чем у нас. Мы и так выживаем, даже и заработка нет — заплатить бы зарплату. Нас дискриминируют. Закон якобы принят для справедливости, чтобы малые и крупные предприятия находились в одной плоскости и были равны. Но как можно сравнивать нас и сети?" — возмущается она.
Армен Манутян не понимает, почему из всех отраслей в налогах решили уравнять именно ювелирку. "Если хотите убрать упрощённую систему, тогда сделайте это для всех. Это дискриминация по отраслевому признаку. Мы что, хуже пекарей или владельцев кафе? Жаль, что убивают мастерство. Многие хорошие ювелиры и так уже ушли работать грузчиками или таксистами. Теперь на рынке будут лишь штампованные изделия", — резюмирует он.