Принципы импортозамещения: либо вкладываешься, либо умираешь

Автор фото: Сергей Коньков
Импортозамещение — а именно этой теме посвящён весь сегодняшний выпуск "Делового Петербурга" — это не только вопрос технологический. Это ещё и вопрос перестройки сознания управляющего класса.
С точки зрения технологических работ всё более или менее понятно с 2014 года, а то и раньше. Об импортозамещении все эти годы не говорил только ленивый. Пандемия наглядно показала, что даже такой партнёр, как Китай, в первую очередь решает свои проблемы: если население страны надо обеспечить копеечными медицинскими масками, их экспорт останавливается, что порождает безумный дефицит и дороговизну этих масок в соседних странах. А ведь это простой продукт — без сложной технологической составляющей.
Импортозамещение — бесспорно очень дорогой и долгий процесс. Более того, при нормально функционирующей мировой торговле и действительно свободных экономических отношениях между странами импортозамещение — лишняя и абсолютно неэффективная нагрузка на экономику любой страны. Но всё это относится к ситуации идеального мира. Мы же живём в обстановке, очень далёкой от идеала.
Реальность заставляет рассуждать иначе. Дискутировать об избыточности затрат государства в области создания внутри страны жизненно важных товаров и услуг бессмысленно. Точно так же бессмысленно рассуждать о тратах на собственное здоровье. Либо ты вкладываешься в него, либо умираешь.
Необходимо понимать, что параллельный импорт и помощь Китая — это временные меры в закрытии ряда товарных брешей, которые возникли в связи с санкциями. Это заплатки и подпорки, но не решение проблемы и никогда таким решением не будет. Если мы говорим о реальном импортозамещении, то в первую очередь необходимо понимать, что защита своей экономики и потребителей не может обходиться дёшево в конкретном моменте. Да, нас ждёт пора товарного дефицита и серых схем. Но это неизбежно на определённом этапе. За прошедшие 8 лет мы не смогли ввести импортозамещение. Теперь же у нас просто нет других вариантов.
Импортозамещение — это вопрос не тактики, но игры вдолгую. Причём не только в тех местах, где нам нанесли чувствительный удар, но и в остальной промышленности. Частичного импортозамещения быть не может. Оно либо есть, либо его нет. В противном случае мы получим историю российского самолёта MC–21.