Петербуржцы научились монетизировать хобби

Автор фото: Shutterstock

Одни получают небольшую прибавку к зарплате, другие же превращают свои увлечения в полноценный бизнес.

Как показал результат недавнего исследования "Авито. Услуг", 48% жителей Петербурга сейчас ищут дополнительный источник заработка. При этом 79% опрошенных хотели бы монетизировать своё хобби. Многие уже пробуют превратить любимое занятие в источник заработка. Чаще всего люди или продают диковинные самодельные предметы, или обучают других тому, что умеют сами.
Управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Иван Самойленко считает, что тренд на монетизацию хобби может быть связан с выходом на рынок труда миллениалов, у которых взгляд на работу отличается от старших поколений. К тому же кризисы последних лет заставляют людей задуматься о поиске дополнительных источников дохода.
В YouDo отмечают, что 19% исполнителей, по данным опроса сервиса, успешно зарабатывают на своём хобби, монетизируют свободное время и получают от этого удовольствие.
Четверть исполнителей из Петербурга начали монетизировать хобби совсем недавно, меньше года назад. А 11% рассказали, что задумались об этом из–за кризиса (тогда он был ещё связан с пандемией). Такая подработка для значительного числа самозанятых приносит до 20% ежемесячного заработка.
В пресс–службе сервиса "Профи" рассказали, что по сравнению с прошлым годом увидели рост спроса на услуги фотографов на 17%, видеооператоров — на 35% и специалистов по пошиву одежды — на 7%.
Вещи, изготовленные на заказ, всегда пользовались особым спросом. Часто их стоимость превосходит цену за аналогичный предмет на полках магазинов. Особенно это касается предметов, сделанных вручную из натуральных материалов. Например, вязаный свитер, свеча, керамическая ваза, украшения из камней или даже индивидуальные чехлы на телефон. На каждый такой товар может найтись свой покупатель. Например, на "Авито. Услугах" по итогам I квартала 2022 года (по сравнению с аналогичным периодом 2021–го) спрос на хендмейд–изделия увеличился на 34%.
Иногда творческие идеи могут перерасти в большое дело. Основательница мастерской "Интеллигентные подарки" Светлана Новицкая (правнучка главного художника "Гознака" Ивана Дубасова) в своё время увлеклась изготовлением крафтовых блокнотов. Сначала делала их для себя и близких, потом на заказ. Уже через пару месяцев она начала получать крупные заказы, многие просили изготовить для них эксклюзивные блокноты по индивидуальной задумке из натуральных материалов.
"Я поняла, что интерес к таким изделиям есть, и начала превращать своё хобби в бизнес. А потом заметила, что уровень моих работ выше, чем у бюджетных массовых изделий, это премиальный эксклюзивный продукт. Если первые блокноты из кожи, которые я делала, стоили 900 рублей, то сейчас индивидуальные блокноты стоят от 20 тыс. рублей", — рассказывает Новицкая. Недавно она решила расширить своё дело и заняться производством сувенирной продукции для Музея Фаберже и Эрмитажа. А буквально на прошлой неделе разослала коммерческие предложения ещё нескольким крупным музеям Петербурга и Москвы. Теперь ведёт с ними переговоры и составляет продуктовую линейку. "Переводить хобби в дело, приносящее деньги, стоит, — уверена Светлана Новицкая. — Всегда кажется, что “времена не те”, но это не так. Начать можно всегда: предпринимателя отличает готовность делать, пока другие думают".
Разумеется, одного интереса мало. Тому, кто всерьёз решил начать своё дело, необходимо иметь гибкий ум и уметь адаптироваться к изменениям. Создательница тропического пространства PRO.Änta's (где совмещены цветочный магазин, лаундж–зона и территория для проведения мастер–классов и фотосессий) Анна Голубева тоже изначально не предполагала, что её хобби может превратиться в бизнес.
"Когда я увлеклась цветами, не думала, что это хобби вообще выйдет за пределы моего домашнего подоконника. Но потом мне захотелось открыть свой цветочный магазинчик. Теперь мечтаю уже его расширить до оранжереи!" — рассказывает она. Но при этом предупреждает: если человек собирается превратить хобби в бизнес, а не просто получать дополнительный доход от того, что нравится, он должен понимать, что у него может не остаться времени даже на самого себя, близких и друзей.
Популярный способ монетизации хобби — обучение других тому, что умеешь сам. В "Авито. Услугах" отмечают, что творческие мастер–классы в Северной столице становятся всё популярнее. По итогам I квартала спрос на занятия по рисованию, дизайну и рукоделию увеличился на 40% год к году. Предложений от исполнителей за это же время стало больше на 11%. Стабильно популярны и уроки музыки. Однако есть люди, которые подходят к этому очень небанально.
Основатель и СЕО стартапа NOLI Music Денис Гончаров мечтал сделать музыку доступной для всех, кто хочет приобщиться к этому виду искусства. Некоторое время назад он создал образовательную экосистему, с помощью которой люди учатся игре на музыкальных инструментах. Продукт состоит из приложения с обучающими курсами и смарт–девайса X–Guitar — умной гитары–синтезатора с мягкими струнами и интерактивным грифом, который показывает, куда нужно поставить пальцы, чтобы сыграть аккорд правильно. По мнению Дениса Гончарова, бизнес — это и есть хобби, вопрос в том, насколько человек верит в своё дело и для чего его делает. У предпринимателя есть мечта сделать музыку доступнее для каждого. Ради таких целей можно свернуть горы!
"Чтобы превратить хобби в деньги, нужно нестандартно мыслить. Эксперты и “гайды” не работают, потому что все это повторяют. Надо прислушиваться и понимать механизмы работы бизнеса, набивать опыт на практике. Я как опытный стартапер всегда разбиваю цель на маленькие задачи и стараюсь постепенно и плавно их решать", — рассуждает Гончаров в беседе с корреспондентом "ДП".
Уроки танцев стали на 43% востребованнее в начале 2022–го относительно того же периода годом ранее, а объявлений от наставников по танцам стало больше на 26%. Уроками йоги начали интересоваться вдвое чаще. Не утихает интерес и к занятиям спортом. С приходом пандемии и закрытием фитнес–клубов стали развиваться программы онлайн–тренировок для тех, кто хочет оставаться в форме, но не может заниматься с тренером очно по объективным причинам. Однако и после снятия ограничений многие поняли, что такой формат занятий оказался для них наиболее удобным. Поэтому теперь способ монетизировать хобби онлайн есть и у любителей спорта.