С пометкой "проверено": как сдавать квартиры в аренду быстрее и выгоднее

Автор фото: Pexels_Влада Карпович
Автор фото: Pexels_Влада Карпович

По оценкам экспертов, на рынке посуточной аренды жилья, несмотря на нестабильную обстановку в начале года, в 2022 году в целом ожидается рост. Причин несколько: со стороны гостя — удалённый режим работы, позволяющий жить где угодно, увеличенная вслед за сроком пребывания длина бронирования и активность внутреннего туриста. Приток арендодателей на рынок "посутки" тоже легко объясним: новых игроков привлекают кажущаяся простота такого вида бизнеса и низкий порог входа.

"За 2 года интерес к аренде туристического жилья в Санкт-Петербурге и Ленобласти на "Авито Недвижимости", где представлено самое большое (по данным исследования ООО “Форейтор”) число предложений, заметно вырос: на 53% в категории квартир и на 39% в сегменте загородной недвижимости, — конкретизирует сведения руководитель направления краткосрочной аренды "Авито НедвижимостЬ" Артём Кромочкин. — Количество квартир, сдаваемых в аренду, по итогам 2021 года увеличилось на 9%, а предложение загородного жилья снизилось на 27% относительно 2019-го. (подробнее — в Таблицах 1 и 2). При этом в 2021 году самый мощный туристический поток в Санкт-Петербурге и Ленинградской области пришёлся на новогодние каникулы и майские праздники — традиционные пиковые периоды на рынке туристической аренды".

Неравная рентабельность

В сфере аренды жилья есть множество нюансов. Успешность этого бизнеса сегодня зависит не только от удачной локации объекта или стабильного спроса.
В Петербурге год от года доходность посуточной аренды снижается, потому что в Северной столице — один из самых конкурентных рынков в сегменте посуточной аренды в России. В среднем сейчас можно говорить о таких цифрах доходности: если это собственная недвижимость, и ты ей сам занимаешься, то порядка 10-12% годовых; если субарендная недвижимость — то 20-25%.
Алексей Банкин
владелец управляющей компании FlatHome24
"На самом деле средняя доходность у всех очень разная, — уточняет представитель Ассоциации сервисных апартаментов России Дмитрий Калинин. — Многое зависит от того, насколько участники рынка умеют хорошо использовать различные инструменты и понимают стратегически свои долгосрочные перспективы". По словам эксперта, выигрывает тот, кто вкладывает средства в развитие бизнеса, в частности — в качество сервиса. Аналитики уже давно отметили, что требования арендаторов к комфорту выросли. Дмитрий Калинин добавляет: "У тех, кто хорошо оценивает тренды и понимает, что можно получить в долгосрочной перспективе, чеки выше на 30-50% и даже на 100%, чем у коллег". И, как говорит собеседник "ДП", от сезона это не зависит.
Автор: Сергей Ермохин
Под "инструментами" для развития бизнеса эксперты понимают не только улучшение состояния жилья. Сегодня потребитель обращает внимание на удобство сервиса в целом — людям важно, как происходит поиск и процесс бронирования. Предприниматель, со своей стороны, сегодня имеет много возможностей, чтобы оптимизировать эти процессы — рассмотрим, как это происходит, на примере компании "Апартаменты Веста".

Защитить и приумножить

В конце 2021 года на "Авито Недвижимость" для сегмента посуточной аренды появилась новая программа — "Квартира проверена". Специалисты площадки предлагают пользователю проверить объекты недвижимости и получить соответствующий значок.
Мы поняли, что маркер "Квартира проверена" будет заметно повышать видимость наших объявлений на платформе. Обязательные условия участия в программе оказались простыми — это подключение онлайн-бронирования и ведение актуальных календарей с ценами и занятостью каждого объекта. Сегодня благодаря такой опции мы получаем очень большой отклик. И это объяснимо — такой маркер прежде всего удобен для гостей города: они получают уверенность в том, что получат именно то, на что рассчитывают.
Ирина Витман
основатель компании "Апартаменты Веста"
"Значок надёжности" выдается объекту только после тщательной проверки со стороны площадки. Сотрудники "Авито Недвижимость" проводят видеозвонок с клиентом и оценивают объект по следующим критериям: сверяют адрес, проверяют документы собственника, а также убеждаются, что на арендодателя нет негативных отзывов. Статистика "Авит" подтверждает наблюдения предпринимателей: 65% гостей готовы переводить предоплату за жильё, которому доверяет площадка.
Информация о бронировании объекта выгружается сразу, для бизнеса предусмотрена автоматическая синхронизация данных сайта с CRM компании. Компания "Апартаменты Веста" работает на рынке уже более 7 лет, в субаренде 55 квартир в разных районах Петербурга — все были подключены к программе "Квартира проверена" в начале января 2022 года. "До этого у нас была не очень высокая доля на рынке — после подключения к программе она выросла почти в 4 раза. Это очень много для января и февраля, я боюсь представить, что будет летом, в высокий сезон, — говорит Ирина Витман. — Я считаю, что это большое преимущество как для частных лиц, так и для крупных компаний. Помимо этой программы в "Авито" есть также мощные инструменты для продвижения, и в тандеме они дают значительное количество просмотров объявлений и, соответственно, заявок".
Автор: Сергей Коньков
Ценность сервисов, позволяющих клиенту быть уверенным в безопасности сделки, защищённости его средств, подтверждают и другие игроки рынка. "У нашей управляющей компании на сегодняшний момент порядка 60 объектов по городу, из которых больше половины сдаётся посуточно, — рассказывает Алексей Банкин. — С недавнего времени мы ушли от принятия оплаты на карту физлица, предпочтя интернет-эквайринг с официальной выдачей кассового чека".
И такие инструменты, как "Квартира проверена", говорят о том, что на рынок краткосрочной аренды приходит постепенная легализация и большая цивилизованность. Плюс — возможность для бизнеса зарабатывать больше. При этом все опрошенные "ДП" специалисты признают, что меняется не только качество работы самой площадки, но и её восприятие участниками рынка.
Я бы сказал, что ещё 3-4-5 лет назад рынок делился на тех, кто работает на Авито, и тех, кто выбирал ОТА-площадки. Сейчас многие пересматривают свой подход. Те, кто раньше думал, что Авито — это для слишком эконом-гостей, в реальности просто не понимали возможности этой платформы. Здесь большая довольно обеспеченная бизнес-аудитория. Поэтому нужно использовать все площадки по максимуму.
Дмитрий Калинин
представитель Ассоциации сервисных апартаментов России
"По разрезу источников, приносящих продажи сегодня, "Авито" у нашей компании входит в топ-3", — кратко оценивает роль площадки для своего бизнеса Ирина Витман.

Хороший старт

Сервисы делятся на универсальные и те, что нужны именно для развития бизнеса. "Если говорить про частных лиц, — говорит Алексей Банкин, — здесь достаточно быть заметными на различных площадках для размещения объявлений, а также на агрегаторах, которые работают с автоматическим бронированием. Если брать профессиональные компании — то здесь включаются не столько рекламные, сколько инструменты управления бронированием".
Автор: Сергей Коньков
Дмитрий Калинин добавляет: ещё 10-15 лет такой вид бизнеса развивался "интуитивно", сегодня же он требует системного подхода и внедрения современных технологий. Так, в стандартном наборе управляющей компании необходимы: CRM и PMS-системы, channel-менеджеры, площадки бронирований, OTA (Online Travel Agency), интернет-эквайринг, сервисы по электронному документообороту и электронная подпись, IP-телефония, всё, что связано с коммуникацией онлайн: мессенджеры, чат-боты, соцсети и т.д.
Эксперт говорит, что объём работ по настройке оправдывает себя — с их помощью открываются большие возможности по масштабированию бизнеса. И, напротив, отказ от современных сервисов и площадок — это путь в никуда. "Логистика и вообще сложность бизнес-процессов в посуточной аренде квартир и апартаментов гораздо сложнее, чем логистика и бизнес-процессы в отельном бизнесе", — резюмирует он.
Ещё одна возможность сделать своё предложение более заметным на рынке — обеспечить его уникальность. Эксклюзивные квартиры пользуются стабильным спросом и стоят выше рынка как минимум по локации. Так или иначе, данные начала года говорят об оптимистичном старте для сегмента.
В январе 2022 года спрос на арендное жильё со стороны туристов продолжил расти. Так, квартиры на Авито Недвижимости стали рассматривать на 63% чаще по сравнению с прошлым годом. При этом предложение квартир увеличилось на 33% год к году, загородного жилья — на 7% год к году. Таким образом Петербург и Ленинградская область продолжают оставаться высоковостребованными среди российских путешественников.
Артём Кромочкин
руководитель направления краткосрочной аренды Авито Недвижимости