Швартову упасть некуда: речные трамвайчики лишились места у набережных

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

Компании–судовладельцы не могут продлить договоры по аренде набережных из–за запретов ФАС. Места для швартовки им предлагают покупать на аукционах.

Набережные, на которых оборудуются спуски к судам, находятся в собственности города, ими распоряжается комитет имущественных отношений. Оперативное управление с правом предоставления в аренду осуществляет ГБУ "Мостотрест". Всего спусков более 300, из них востребованы 130.
Летом 2020 года УФАС по Петербургу прекратило предоставлять бизнесу преференции на аренду. Набережные квалифицированы антимонопольным органом как земельные участки. Как отмечают в ГБУ "Мостотрест", эта позиция не соответствует законодательству РФ.
"По итогам прошедших судебных заседаний установлено, что позиция ФАС в части отнесения имущества учреждения к земельным участкам и, как следствие, невозможности их предоставления в соответствии с законом ошибочна", — отметили в ведомстве.
Однако правоприменительная практика противоречива. "Мостотрест" неоднократно оспаривал отказы антимонопольного ведомства, но сталкивался с тем, что суды подтверждают позицию ФАС. А она исключает возможность получения государственной преференции отдельными субъектами МСП, поддержка которых не может быть предусмотрена госпрограммой.
Без преференций компании могут арендовать участки через аукцион. В "Мостотресте" сообщили, что во II квартале 2022–го готовятся торги в отношении 19 спусков и колец для стоянки без права посадки/высадки пассажиров.
Как отмечает президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга Владимир Родионов, на торгах арендная плата зачастую поднимается до такого уровня, что место для швартовки едва ли удаётся окупить. В "Мостотресте" возражают, что единичный случай существенного повышения арендной платы в ходе аукциона был летом 2020 года. Заключённый договор в результате был расторгнут по инициативе победителя торгов, а на повторном аукционе стоимость аренды снизилась.
"Необходимо продление истекающих договоров и тех, которые были расторгнуты в 2020–2021 годах", — отмечает Родионов и добавляет, что в нынешней ситуации разумным было бы вовсе исключить возможность расторжения договоров с компаниями, которые давно работают.
Глава ассоциации предлагает продлевать соглашения с постоянными арендаторами без торгов. По 30 спускам они прекратили своё действие c 2020–го по апрель 2022 года, ещё по 11 — закончатся с мая по декабрь 2022 года. По подсчётам ассоциации, отрасль приносит в бюджет города 270 млн рублей в год.
По информации "ДП", комитет по транспорту разработал проект о внесении изменений в постановление правительства №554, которые позволят заключать договоры аренды набережных без процедуры согласования ФАС в рамках госпрограммы "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт–Петербурге".
Накануне "Мостотрест" направил в КИО предложение включить ряд спусков в перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности города, которое можно предоставлять в пользование субъектам МСП в рамках указанной госпрограммы. Как сообщили в аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей, комитет и бизнес–омбудсмен собираются направить письма с соответствующей просьбой в адрес вице–премьера Дмитрия Григоренко.