Рубли уходят в небо: лизинг самолётов перевели в нацвалюту

Автор фото: Михаил Тихонов

Власти разрешили российским авиакомпаниям оплачивать лизинг самолётов в рублях, а не в валюте.

В пятницу, 1 апреля, опубликован указ президента РФ Владимира Путина, в соответствии с которым российские компании смогут расплачиваться за лизинг, аренду или покупку воздушных судов, авиадвигателей и вспомогательных силовых установок с партнёрами из "недружественных" стран в рублях.
Средства должны перечисляться на счёт, открытый в отечественном банке, исходя из суммы платежа в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ.
В течение 10 дней правительству предписано утвердить порядок исполнения расчётов. Также отдельными пунктами указа Кабмину предоставляется полномочие определять иной порядок выплат иностранным кредиторам, а специальная правительственная комиссия будет выдавать разрешения на исполнение данных обязательств.
В связи с санкциями, введёнными против России из–за событий на Украине, иностранные лессоры должны были к 28 марта вернуть самолёты, отданные в лизинг российским авиакомпаниям. К указанному сроку большинство из них отчитались о разрыве контрактов, однако почти все самолёты так и остаются на территории России (кроме тех, которые успели изъять за границей в первые дни кризиса).
Строго говоря, лизингодатели уже и не ждут платежей по договорам — они добиваются от авиакомпаний выплаты компенсаций. Например, ирландский лессор AerCap, флот которого эксплуатируют "Аэрофлот", "Уральские авиалинии", S7 и другие перевозчики, по данным СМИ, потребовал выплатить около $3,5 млрд за 113 лайнеров и 11 авиадвигателей, застрявших в России. Общий авиапарк западных лизингодателей, остающийся в нашей стране, оценивается в $20 млрд.
Российское руководство, в свою очередь, отмечает, что европейские и американские компании в одностороннем порядке отказались от выполнения обязательств.
"По сути, они обманули российских партнёров, прекратив поставку, лизинг, обслуживание и страхование воздушных судов", — высказался Владимир Путин на совещании по развитию авиаперевозок и авиастроения.
"Европейским лизингодателям было предписано разорвать контракты, но это не сиюминутное дело. Надо понимать, что для его завершения необходимо выполнить определённые процедуры: вернуть технику, получить платежи и так далее. По сути, договор действует, пока обязательства сторон не выполнены", — объясняет главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Поэтому, добавляет он, российские компании должны продолжать выплаты.
По мнению эксперта, согласятся ли иностранные контрагенты получать рубли, зависит в первую очередь от политических решений. Аналогичная дискуссия развернулась после объявления о переводе оплаты по российским газовым контрактам в рубли.
Помимо поддержки авиакомпаний правительство прорабатывает и другие меры помощи отечественной авиаотрасли. Речь идёт о выделении порядка 100 млрд рублей на субсидирование внутренних перевозок, компенсации расходов закрытым аэропортам на юге страны. Также гражданам, купившим билеты на отменённые рейсы, по–видимому, будут возвращены средства.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.